Уровни подготовки спортсменов

Уровни подготовки спортсменов

Цель спорт. тренировки — физическое развитие людей, всестороннего совершенствования свойственных каждому человеку физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность. Но существуют более конкретные задачи, которые формируют данную цель. Их можно разделить на группы: физическая (специальная и общая), техническая, тактическая, теоретическая, психологическая и морально-волевая.

Физическая подготовка спортсмена

Это длительный процесс формирования двигательных умений и навыков, систематического совершенствования физических (двигательных) качеств, психической подготовки, поддержания уровня работоспособности, сохранения и укрепления здоровья. Построение занятий по физической подготовке основывается на закономерностях физического воспитания и спортивной тренировки.

Техническая подготовка спортсмена

"Техническая подготовка спортсмена" процесс, направленный на сознательное изменение поведения спортсмена, в соответствии с задачами его спортивной деятельности.

Сущность заключается в выработке методики тренировки с учетом заданных целей, критериев и информации о строении организма, законах его функционирования и развития.

Тактическая подготовка спортсмена

Спортивная тактика —это искусство ведения спортивной борьбы, способы ведения состязания спортсменом (индивидуальная тактика) и спортивной командой (командная тактика), подчиненные опреде­ленному замыслу и плану достижения соревновательной цели. Смысл тактики спортсмена (команды) заключается в использовании способов ведения состязания, какие позволяли бы с наибольшей эффективностью реализовать свои возможности (физиче­ские, психические, технические) и с наименьшими издержками преодолеть сопротивление соперника.

Психологическая подготовка спортсмена

«Психической подготовкой» спортсмена называют совокупность воздействий на его психику, обеспечи­вающих формирование психической готовности к достижению. Формирование мотивов и установок спортсмена, воспитание его психических свойств, волевую подготовку, а также соответствующие стороны интеллектуального воспитания, спортивно-тех­нической и физической подготовки, неразрывно связанные с направленным совершенствованием психических процессов и психо­моторных функций.

Основные компоненты в системе подготовки спортсмена.

Система подготовки спортсмена представляет совокупность методических основ, организационных форм и условий тренировочно-соревновательного процесса, оптимально воздействующих между собой на основе принципов и обеспечивающих наилучшую степень готовности спортсмена к высоким спорт достижениям.

Система подготовки спортсмена включает 4 блока:

— система отбора и спорт ориентация

— система факторов повышающих эффективность спорт подготовки (1. Подготовка кадров, 2. научно-методическое и информационное обеспечение, 3. материально-техническое обеспечение, 4. Финансирование, 5. организационно управленческие кадры, 6. факторы внешней среды.

Основная подготовительно тренировочная деятельность осущ в условиях спорт тренировки (процесс построенный на ФУ).

Система отбора и спорт ориентации – комплекс организационно методических мероприятий, педагогического, медицинского, биологического, психологического и социального характера, позволяющих определить степень предрасположенности ребенка к тому или иному роду спорт деятельности, спорт дисциплине.

Система соревнований – явл формой деятельности в спорте, определяют цели и направленность подготовки, одно из важных средств специализированной тренировки, позволяющей сравнить и повышать уровень подготовленности занимающихся.

Важнейшим компонентом в системе подготовки спортсмена явл соревнование, выступающее как цель, средство и метод подготовки Наивысшая готовность к выступлениям в соревнованиях и достижение высоких спорт результатов возможны при условии современного научно-методического обеспечения всей системы подготовки.

Спортивная тренировка – основная форма подготовки спортсмена, которая представляет собой специализированный пед процесс, построенный на системе упражнений и направленный на воспитание и совершенствование способностей, обуславливающих готовность спортсмена к достижению высших результатов.

Приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ
от 3 апреля 2009 г. N 157
"Об утверждении содержания этапов многолетней подготовки спортсменов"

В целях реализации части 2 статьи 32 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 50, ст. 6242; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616; N 52 (ч. 1), ст. 6236), приказываю:

1. Утвердить прилагаемое содержание этапов многолетней подготовки спортсменов.

2. Установить, что содержание этапов многолетней подготовки спортсменов конкретизируется в типовой учебно-тренировочной программе по виду спорта, утверждаемой Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации в установленном порядке.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Г.П. Алешина.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 мая 2009 г.
Регистрационный N 13885

Содержание этапов многолетней подготовки спортсменов
(утв. приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ
от 3 апреля 2009 г. N 157)

Основная задача этапа

Частные задачи этапа

Дворцы, дома, станции, секции детского (юношеского) спорта; адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки

Г(М)ОУ СПО (техникумы, колледжи)

Федеральные и региональные центры спортивной подготовки

Укрепление здоровья и компенсация дефицита двигательной активности

Расширение двигательных возможностей; общая физическая подготовка; формирование широкого круга двигательных умений (в том числе выбранного вида спорта); формирование интереса к занятиям спортом; овладение теоретическими основами физической культуры и навыками самоконтроля

Средства: физической подготовки — общеразвивающие упражнения; подвижные и спортивные игры; технической подготовки — имитационные упражнения, упражнения для освоения элементов и формирования простых целостных двигательных действий выбранного вида спорта; теоретической подготовки — просмотр соревнований и кино- и видеоматериалов, встречи с известными спортсменами, рассказы и беседы, специальная литература; Методы: преимущественно игровой, равномерный и другие, соответствующие возрастно-половым возможностям организма занимающихся.

Читайте также:  Рыбий жир очищенный омега 3

Систематический педагогический и врачебный контроль.

Базовая подготовка и определение вида спорта для дальнейшей специализации

Формирование устойчивого интереса к занятиям спортом; формирование широкого круга двигательных умений и навыков; обучение основам техники двигательных действий выбранного вида спорта, всестороннее гармоничное развитие физических качеств; укрепление здоровья

Средства: физической подготовки — подвижные и спортивные игры, общеразвивающие и специальные упражнения, в том числе с небольшими и средними отягощениями; технической подготовки — специальные упражнения для широкого спектра двигательных умений и навыков различных видов спорта, включая выбранный; теоретической подготовки — анализ соревнований и кино-, видеоматериалов, встречи с известными спортсменами, рассказы и беседы, специальная литература. Методы: игровой, равномерный, переменный, круговая тренировка и другие, соответствующие возрастно-половым возможностям организма спортсменов. Систематический педагогический и врачебный контроль.

Специализация и углубленная тренировка в выбранном виде спорта

Формирование разносторонней общей и специальной физической, технико-тактической подготовленности, соответствующих специфике вида спорта; формирование и совершенствование навыков соревновательной деятельности; общая и специальная психологическая подготовка; укрепление здоровья

Средства: физической подготовки — специальные упражнения с использованием различных отягощений и тренажерных устройств, общеразвивающие упражнения; технической подготовки — специальные упражнения, соответствующие специфике вида спорта; теоретической и тактической подготовки — анализ соревновательной деятельности, кино- и видеоматериалов, специальная литература. Методы: равномерный, переменный, интервальный, повторный, круговая тренировка и другие, соответствующие возрастно-половым возможностям организма спортсменов. Систематический педагогический и врачебный контроль.

Совершенствования спортивного мастерства

Совершенствование спортивного мастерства

Повышение функциональных возможностей организма спортсменов; совершенствование специальных физических качеств, технико-тактической и психической подготовленности; совершенствование навыков в условиях соревновательной деятельности; поддержание высокого уровня спортивной мотивации; сохранение здоровья

Средства: физической подготовки — специальные упражнения, в том числе с применением тренажерных устройств, общеразвивающие упражнения; технической подготовки — упражнения, соответствующие специфике соревновательной деятельности и техники выбранного вида спорта; тренировочные формы соревновательных упражнений и собственно соревновательные упражнения; теоретической и тактической подготовки — анализ собственной соревновательной практики, кино- и видеоматериалов, анализ специальной (в том числе иностранной) литературы. Методы: соответствующие возрастно-половым возможностям организма спортсменов и характерные для современного спорта высших достижений. Систематический педагогический и врачебный контроль.

Высшего спортивного мастерства

Реализация индивидуальных возможностей

Достижение результатов уровня сборных команд России; повышение стабильности демонстрации высоких спортивных результатов во всероссийских и международных соревнованиях; сохранение здоровья

Средства и методы, используемые для совершенствования специальных физических качеств, технико-тактической и психической, интегральной подготовленности; совершенствования навыков соревновательной деятельности; поддержания высокого уровня спортивной мотивации в соответствии с требованиями технологии подготовки спортсменов сборных команд и специфики избранной спортивной дисциплины. Систематический педагогический и врачебный контроль.

с учетом спортивных достижений

Примечание : Критерии подготовленности спортсменов на каждом этапе подготовки конкретизируются Учебно-тренировочными программами выбранного вида спорта, включенного во Всероссийский реестр видов спорта (за исключением военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта).

Условные обозначения : + основная функция; — запрещено.

Сокращения : ДЮСШ — детско-юношеская спортивная школа; СДЮШОР — специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва; ДЮСАШ — детско-юношеская спортивно-адаптивная школа; Г(М)ОУ СПО — государственное или муниципальное образовательное учреждение среднего профессионального образования.

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

При подготовке спортивного резерва устанавливаются определенные этапы многолетней подготовки спортсменов: спортивно-оздоровительный; этап начальной подготовки; учебно-тренировочный; этап совершенствования спортивного мастерства; этап высшего спортивного мастерства.

Определено содержание указанных этапов (применяемые средства и методы). На всех ступенях организуется систематический педагогический и врачебный контроль. При этом используются методы, соответствующие возрастно-половым возможностям организма занимающихся. На последнем этапе избираются методы для совершенствования специальных физических качеств спортсменов; поддержания высокого уровня спортивной мотивации.

Критерии подготовленности спортсменов конкретизируются учебно-тренировочными программами выбранного вида спорта, включенного во Всероссийский реестр видов спорта (кроме военно-прикладных и служебно-прикладных). Содержание этапов многолетней подготовки спортсменов конкретизируется в типовой учебно-тренировочной программе по виду спорта, утверждаемой Минспорттуризмом России.

Приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ от 3 апреля 2009 г. N 157 "Об утверждении содержания этапов многолетней подготовки спортсменов"

Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 мая 2009 г.

Регистрационный N 13885

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 1 июня 2009 г. N 22

Приказом Минспорта России от 26 февраля 2020 г. N 158 настоящий документ признан утратившим силу с 12 апреля 2020 г.

Читайте также:  Раздражение кожи рук лечение

Рубрика: Физическая культура и спорт

Дата публикации: 29.03.2017 2017-03-29

Статья просмотрена: 7928 раз

Библиографическое описание:

Мирахмедов, Ф. Т. Организационно-методические особенности подготовки спортсменов в спортивных школах / Ф. Т. Мирахмедов. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 581-583. — URL: https://moluch.ru/archive/146/41031/ (дата обращения: 01.05.2020).

Подготовка спортсменов ведется в специальных спортивных школах, которые подразделяются на детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва (СДЮШОР), школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ), а также школы — интернаты спортивного профиля (ШИСП).

Работа спортивных школ направлена на осуществление определенных конкретных задач. ДЮСШ осуществляют подготовку всесторонне развитых юных спортсменов высокой квалификации, обеспечивая укрепление их здоровья и разностороннее физическое развитие; ведут подготовку из числа занимающихся инструкторов-общественников и судей; являются методическим центром и оказывают помощь общеобразовательным школам в организации внеклассной спортивно-массовой работы.

Комплектование и организация тренировочного процесса

В спортивных школах выделяют следующие учебные группы: группы начальной подготовки (3 года обучения), учебно-тренировочные группы (4 года обучения), группы спортивного совершенствования (3 года обучения) и высшего спортивного мастерства (от 3-х лет и более) [3].

Отделения ДЮСШ формируются из групп начальной подготовки и учебно-тренировочных групп.

При высоких спортивных показателях выпускников учебно-тренировочных групп и наличии необходимых условий для их дальнейшего спортивного роста в ДЮСШ могут создаваться группы спортивного совершенствования. Открытие групп спортивного совершенствования производится решением вышестоящей организации, в ведении которой находится данная ДЮСШ.

В специализированных детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва создаются группы начальной подготовки, учебно-тренировочные и группы спортивного совершенствования. Кроме этих групп в СДЮШОР могут создаваться группы высшего спортивного мастерства.

Единая программа для спортивных школ всех видов позволяет совместить организационную структуру с научно-методической системой многолетней подготовки юных спортсменов — от групп начальной подготовки до групп высшего спортивного мастерства.

Строгое соблюдение принципа постепенности применения тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе многолетней работы с юными спортсменами.

Успешная реализация этих положений возможна лишь при правильной организации многолетней подготовки спортсменов и обязательном учете комплексной оценки результатов обучения и воспитания учащихся спортивных школ.

Основными формами учебно-тренировочных занятий в ДЮСШ и СДЮШОР являются:

‒ групповые теоретические и практические занятия по расписанию;

‒ тренировки по индивидуальному плану, выполнение домашних заданий;

‒ просмотр учебных видеофильмов и кинофильмов, кинограмм и спортивных соревнований;

‒ участие в спортивных и в матчевых соревнованиях согласно календарному плану спортивных мероприятий, утвержденному организацией, в ведении которой находится спортивная школа.

В целях обеспечения круглогодичных учебных занятий и активного отдыха учащихся в период летних и зимних каникул в спортивных школах организуются оздоровительно-спортивные лагеря.

Спортивно-оздоровительная подготовка (СОП). К спортивно-оздоровительной подготовке допускаются все лица, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний (имеющие письменное разрешение врача).

Продолжительность этапа не ограничена, охватывает весь период занятий в спортивной школе. В группах СОП осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку преимущественно оздоровительной направленности и овладение основами техники плавания.

Основные задачи подготовки:

‒ укрепление здоровья и закаливание;

‒ устранение недостатков физического развития;

‒ овладение жизненно необходимым навыком плавания;

‒ обучение основам техники всех способов плавания и широкому кругу двигательных навыков;

‒ развитие физических качеств (выносливости, быстроты, скорости силовых и координационных возможностей);

‒ формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям плаванием и к здоровому образу жизни;

‒ воспитание морально-этических и волевых качеств.

Этап начальной подготовки (НП). На этап зачисляются лица, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний (имеющие письменное разрешение врача). Если число желающих заниматься превышает план комплектования, тренерский совет спортивной школы может принять решение о спортивной ориентации детей н; занятия плаванием в группах НП либо СОП на основе комплексной оценки соответствия двигательных способностей, мотивации и особенностей телосложения требованиям плавания. Продолжительность этапа 2–3 года На этапе начальной подготовки осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники избранного вид: спорта, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных, нормативов для зачисления па учебно-тренировочный этап подготовки.

Основные задачи подготовки:

‒ улучшение состояния здоровья и закаливание;

‒ устранение недостатков физического развития;

‒ привлечение максимально возможного числа детей и подростков

‒ занятием плаванием, формирование у них устойчивого интерес;

‒ мотивации к систематическим занятием спортом и к здоровому образу жизни;

‒ овладение жизненно необходимых навыков плавания;

‒ обучение основам техники всех способов плавания и широком кругу двигательных навыков;

‒ приобретение детьми разносторонней физической подготовленности: развитие аэробной выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей;

Читайте также:  Протеин для худеющих

‒ воспитание морально-этических и волевых качеств, становление спортивного характера;

‒ поиск талантливых в спортивном отношении детей на основе морфологических критериев и двигательной одаренности [2].

Учебно-тренировочные (УТ) группы формируются на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых учащихся, проявивших способности к спортивному плаванию, прошедших необходимую подготовку не менее одного года и выполнивших приемные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Продолжительность этапа 4–5 лет. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по общей физической и специальной подготовке.

Основные задачи подготовки:

‒ воспитание морально-этических и волевых качеств, становление спортивного характера;

‒ поиск талантливых в спортивном отношении детей на основе морфологических критериев и двигательной одаренности.

‒ укрепление здоровья, закаливание;

‒ устранение недостатков в уровне физической подготовленности;

‒ освоение и совершенствование техники всех способов плавания;

‒ планомерное повышение уровня общей и специальной физической подготовленности; гармоничное совершенствование основных физических качеств с акцентом на развитие аэробной выносливости;

‒ формирование интереса к целенаправленной многолетней спортивной подготовке, начало интеллектуальной, психологической и тактической подготовки;

‒ к концу этапа — определение предрасположенности к спринтерским или стайерским дистанциям;

‒ воспитание физических, морально-этических и волевых качеств;

‒ профилактика вредных привычек и правонарушений.

Этап спортивного совершенствования (СС). Группы формируются из спортсменов, успешно прошедших этап подготовки в учебно-тренировочных группах и выполнивших спортивный разряд кандидата в мастера спорта. Продолжительность этапа 3 года. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных показателей. На данном и последующем этапе подготовка спортсменов идет на основании индивидуальных планов.

Основные задачи подготовки:

‒ повышение общего функционального уровня (к концу этапа максимальное развитие аэробных способностей);

‒ постепенная подготовка организма юных спортсменов к максимальным нагрузкам, характерным для этапа спортивного совершенствования;

‒ дальнейшее совершенствование технической и тактической подготовленности;

‒ формирование мотивации на перенесение больших тренировочных нагрузок и целевой установки на спортивное совершенствование.

Этап высшего спортивного мастерства (ВСМ). Группы формируются из числа перспективных спортсменов, успешно прошедших предыдущий этап, выполнивших норматив мастера спорта и являющихся кандидатами в состав сборных команд Узбекистана. Продолжительность этапа при мерно 3–5 лет, однако, возраст спортсмена не ограничивается, если его результаты стабильны и соответствуют требованиям этапа высшей спортивного мастерства.

Основные задачи подготовки:

‒ освоение нагрузок, характерных для современного спорта высших достижений;

‒ совершенствование специальных физических качеств и поддержание высокого уровня функциональной подготовленности и спортивной мотивации;

‒ индивидуализация силовой, технико-тактической, психической морально-волевой подготовленности;

Учащиеся, не прошедшие конкурсный отбор на этапах многолетне подготовки, могут продолжать занятия в спортивно-оздоровительных группах.

Выпускниками спортивных школ являются учащиеся, прошедшие все этапы подготовки и сдавшие выпускные нормативы. Выпускникам ДЮСШ выдается карта и зачетная книжка спортсмена с указанием уровня развития физических качеств, спортивных результатов и рекомендаций по дальнейшему физическому совершенствованию. Выпускникам СДЮШОР выдается, кроме того, свидетельство об окончании с указанием уровню спортивной подготовленности.

В основу комплектования учебных групп положена научно обоснованная система многолетней подготовки с учетом возрастных закономерностей становления спортивного мастерства. Перевод занимающихся следующие группы обучения и увеличение тренировочных и соревновательных нагрузок обуславливаются стажем занятий, уровнем общей и специальной физической подготовленности, состоянием здоровья, уровня спортивных результатов.

Возраст занимающихся в спортивно-оздоровительных группах СОП — от 6 до 17 лет. Решение о проведении занятий с детьми дошкольного возраста принимает учредитель при наличии разрешения органов здравоохранения.

Максимальный состав определяется с учетом соблюдения правил техники безопасности на учебно-тренировочных занятиях.

Недельный режим учебно-тренировочной работы является максимальным и установлен в зависимости от периода и задач подготовки. Обще годовой объем учебно-тренировочной работы, предусмотренный указанными режимами начиная с учебно-тренировочного этапа подготовки, может быть сокращен не более чем на 25 %. Для групп начальной подготовки продолжительность академического часа может быть сокращена и составлять 30–40 мин.

Продолжительность одного занятия не должна превышать:

‒ в спортивно-оздоровительных группах и группах начальной подготовки первого года обучения 2-х часов;

‒ в группах начальной подготовки свыше года и в учебно-тренировочных группах 3-х часов;

‒ в группах, где нагрузка составляет 20 и более часов в неделю, — 4-х часов, при двухразовых тренировках в день — 3-х часов.

  1. Булгакова Н. Ж. Плавание — М.: Физкультура и спорт 1999.
  2. Вайцеховский С.М Система спортивной подготовки пловцов к Олимпийским играм (теория, методика, практика): Автореф. дисс.. докт. пед. наук.- М.: 1985.
  3. Матвеев Л. П. Общая теория спорта: Учебник для завершающего уровня высшего физкультурного образования — М.: РГАФК 1997
  4. Платонов В.Н Плавание — Киев: Олимпийская литература 2000.
Ссылка на основную публикацию
Adblock detector