Упражнение вызов титаник

Упражнение вызов титаник

pasinkova | 05 Февраль, 2012 08:28

Блок упражнений на командообразование

Цель — создание команды. При помощи упражнений этого блока участники получают возможность научиться эффективно работать в команде, развить коммуникативные навыки, то есть и слышать, и говорить, навыки принятия групповых решений — научиться договариваться.

«кораблекрушение»

Для выполнения упражнения Вам понадобится «плот», который может быть сделан из ли­нолеума или туристических ковриков. Размеры ковриков: мы используем коврики размером 60×75 см для 15 человек, хотя, конечно, многое зависит от размера людей. Площадь на коврике, занимаемая каждым человеком, не должна превышать 17×17 см. Удивлены? Сейчас расскажем, как мы получили такие цифры: 60 умножили на 75, получили 4500 см 2 — это площадь коврика для 15 человек, затем эту площадь разделили на 15 человек, так у нас получилось пространство, которое может занимать один человек, оно равно 300 см 2 . Взяв из него квадратный корень, мы получаем 17×17. Если у вас группа 10 человек, возьмите коврик 60×50 см.

Не знаем, стало ли Вам понятнее после наших разъяснений, иногда лучше просто поверить тем циф­рам, которые указаны. Зато теперь Вы можете рассчитать размеры коврика на любую группу

Инвентарь

Коврики — один или два в зависимости от количества участников.

Итак, если группа больше 15 человек, будет удобнее работать в двух группах и, значит, дать 2 коврика. Теперь, когда у групп есть коврики, Вы рассказываете историю.

История: вас всех отправили в круиз на потрясающем океанском лайнере. Вы отдыхали, плавали в бассейне, ходили на дискотеки, загорали на палубе, но. однажды кто-то из вас догадался посмотреть на название корабля. А назывался он «Титаник». А у всех кораблей, которые называются «Титаник», есть такое странное свойство — они непременно тонут.

Именно это и случилось с вашим лайнером. И все, что от него осталось, — это вот качаете плот). Но кто-то из вас успел по мобильному телефону запросить помощь, и вам сказали, что вылетают вертолеты, но они спасут вас только тогда, когда вы сможете продер­жаться на плоту одну минуту.

Внимание, правила:

Ваша задача продержаться на «плоту» в течение 1 минуты, ничем и никак не касаясь «воды» (руки, ноги, другие части тела — считаются). Есть ли у вас вопросы? В этом упражнении крайне важна техника безопасности: часто для того, чтобы уменьшить количество ног на коврике, участники решают какого-то брать на плечи. Необходимо сказать участникам, что, если они захотят какими-то необычными способами стоять на коврике, нужно, чтобы предварительно поставили Вас в известность. Не имеет смысла говорить: «Если вы решите кого-то взять к себе на плечи. », чтобы не подсказывать возможные решения.

Сказать Вы все это можете, но это вовсе не значит, что участники так поступят, поэтому важно быть включенным в работу, тогда несоблюдение техники безопасности можно пре­дотвратить.

Итак: смотрите за весовым соотношением того, кто берет на плечи (держащий), с тем, кто садится ему на плечи. Держащий садится на корточки с прямой спиной, тот, кто садится на плечи, подходит сзади, опирается на руки двух стоящих спереди держащего человек и так забирается на плечи. Таким же образом снимают с плеч, то есть держащий опускается на корточки и при поддержке за локти двоих человек тот, кто был наверху, аккуратно спускается вниз. У сидящего на плечах участника ноги должны быть скрещены за спиной держащего. Не разрешайте прыгать ни тому, кто держит на плечах, ни тому, кто сидит на плечах.

В своей работе мы пытаемся избегать слов «должны», «необходимо», но есть исключе­ние — это соблюдение техники безопасности: здесь уместно «должны» и «необходимо». И в случае нарушения техники безопасности об этом обязательно говорить, если же участники продолжают её нарушать, лучше прекратить упражнение.

После того как группы выполнили упражнение, Вы можете отрезать кусочек одного из «плотов», соединить то, что осталось с другим, объединить две команды и задача груп­пы — всем вместе уместиться на новом «плоту».

Обсуждение:

Попросите каждого участника по кругу рассказать, как он чувствовал себя во время выпол­нения упражнения, что помогало, что мешало, верили ли в успех.

Важно, чтобы обсуждение не съехало только лишь к «мне понравилось это упражнение» — это про упражнение, но не про чувства и ощу­щения человека. Сказать про упражнение легче, безопаснее, а если собой в этом упражнении недоволен, то самое простое, что можно сде­лать — сказать: «Упражнение дурацкое, правила тоже. » — просто будьте готовы к тому, что та­кое может быть.

Возможно, будут участники, отказавшиеся вы­полнять упражнение, они могут заявлять, что «лучше утонуть». Обращение к ним: что меша­ло вам участвовать в упражнении?

Вопрос ко всей группе: что предпринимали для того, чтобы упражнение сделать всей группой?

Кто-то из участников может обидеться, что его не услышали, не послушали. Спросите та­ких участников: «Что пытались сделать, чтобы вас услышали? Насколько это похоже на вас в жиз­ни — когда что-то не получается, просто отойти в сторону?!»

Иди участник говорит: «Все было интересно, мне понравилось», а Вы видели, что во время упражнения этого человека постоянно «пи­нали», переставляли, как вещь, не спрашивая его, удобно ему или нет. В такой ситуации можно рассказать о своих наблюдениях и спросить, так ли это. И как он действительно себя чувствовал при этом? Даже после этого Вы можете услышать — «все нормально». Не давите, оставьте участника с этим, может он задумается после тренинга.

«МАРШМЕЛОУЗ»

Количество участников 10-15 человек.

Инвентарь: Круги из ленолиума или бумажные тарелки, на которые может поместиться или вся ступняили хотя бы большая часть ее. Просторное помещение, расстояние, которое будут преодолевать команды, — 10-15 метров.

История:

Вы оказались на острове, на котором совсем недавно было извержение вулкана. Перед вами — раскаленная лава, вокруг вас— непреодолимые скалы. Ваша задача — перебраться на другую сторону огненной реки. По счастливой случайности у вас с собой оказались специальные огнеупорные кружочки, по которым вы сможете перейти. Но кружочки сохра­няют свои огнеупорные свойства только при непрерывном контакте с человеческим телом (напрямую или через одежду — неважно). Еще раз — кружочки сохраняют свои огнеупор­ные свойства только при непрерывном контакте с человеческим телом. Если контакт теря­ется, кружочек немедленно сгорает (ведущий забирает) и команда продолжает выполнять упражнение с оставшимися кружочками.

Теперь внимание, правила:

Команде выдаются «огнеупорные кружочки». Попробуем объяснить, как рассчитать коли­чество этих самых кружочков на команду. Очень широкими шагами отмеряете расстояние, которое предстоит пройти команде, и даете кружочков на два больше, чем шагов, на случай сгорания кружочков. Есть другой вариант — пересчитываете участников и даете кружочков на три меньше, чем людей в группе.

Задача вашей команды — перебраться с этой стороны на ту (показываете, откуда — куда), используя эти кружочки, и ничем и никак не дотрагиваясь до лавы: не заступая за линии ни с той, ни с другой стороны, не заступая за кружки (показать, как заступают), ноги, руки, одежда, волосы, шнурки — все считается. Если кто-нибудь чем-нибудь дотрагивается до лавы — вся команда возвращается обратно и начинает сначала. Кружки могут двигаться только вперед, в обратную сторону они не двигаются. Люди могут идти только вперед. Есть ли у вас вопросы?

Участники объединяются в 2 команды и встают друг напротив друга на расстоянии 10-15 метров. Общее количество «огнеупорных кружочков» рассчитывается по тому же принци-

пу, что в первом варианте, делится на 2 и раздается группам.

История:

Все то же самое, что и в обычных «Маршмеллоуз» (1-й вариант), но придумать причину, почему коман­дам нужно поменяться местами. Например: вы — два племени, и когда вас «выбрасывали из само­летов», вас перепутали, и одних выбросили возле одной деревни, других — возле другой, перепутав, кому куда нужно. Или вы с этого острова будете улетать на самолете, но когда вас спускали с вертолетов, вас высадили на два обломка скалы

и сбросили вам ваши вещи, но перепутали. В результате ваши вещи и документы оказались там (показываете на противоположную сторону), а ваши — там (опять показываете на про­тивоположную сторону), вам нужно их забрать, чтобы попасть на самолет.

Модификация правил:

Все то же самое, только когда говорите, что кружки двигаются только вперед, показываете, что такое «вперед» для обеих команд. Как Вы помните, команды идут с противоположных сто­рон, а это значит, что для одной команды движение вперед, для другой — движение назад.

Читайте также:  Тренажер для ягодичных мышц

Есть два варианта выполнения упражнения;

1-й вариант — команды выполняют упражнение самостоятельно.

2-й вариант — договариваются и, проходя испытание, используют кружочки друг друга.

Но это информация только для Вас, не подсказывайте ее участникам, да они в этом и не нуждают­ся, сообразят сами, а если нет — это повод для обсуждения: что мешало им договориться и начать взаимодействие.

«палочки»

Бамбуковые палочки или палочки от воздушных шариков по количеству участников группы.

Участники стоят в кругу, каждому выдается палочка, держать которую можно только од­ним пальцем, пальцы можно менять, но нельзя одновременно держать палочку, например, большим и средним пальцами или даже придерживать. При помощи палочек круг соеди­няется, то есть палочки удерживаются участниками с обеих сторон.

Задача участников развернуться на 360 градусов, для этого придется перешагнуть через палочку. В случае падения палочки упражнение начинается сначала. Задача будет считаться выполненной, когда все участники группы развернуться вокруг себя, ни разу не уронив палочки.

Обсуждение может воз­никнуть еще в ходе прохождения упражне­ния. Вопрос к группе: что может помочь нам выполнить упражнение? («нам» — в том случае, если хотя бы один веду­щий принимает участие в упражнении). Чаще па­лочки падают не у тех, кто разворачивается, а у тех, кто ждет.

После упражнения по­говорите с участниками о том, как важно уметь ждать. При этом не ме­шая, а скорее поддержи-

«ФОТОГРАФ И ФОТОАППАРАТ» Упражнение на доверие

Повязки на глаза — вдвое меньше, чем участников в группе.

О писание упражнения

Ведущий просит участников объединиться в пары и договориться, кто из них будет «фото­граф», а кто «фотоаппарат». «Фотоаппарат» участвует в упражнении с завязанными глаза­ми. Парам предлагается договориться о способе взаимодействия, т.е. о том, как «фотограф» будет управлять «фотоаппаратом». Задача «фотографа» — сделать три интересных «снимка». Для этого «фотограф» подводит свой «фотоаппарат» к тому месту, которое он хотел бы «сфотографировать», останавливается и легко нажимает на плечо «фотоаппарата». Почувс­твовав это, «фотоаппарат» на секунду открывает глаза и как бы фотографирует то, что увидит. Когда три «кадра» сделаны, «фотоаппарат» открывает глаза и «проявляет пленку: показывает и рассказывает «фотографу», где были сделаны «фотографии» и что «попало в кадр». После этого партнеры меняются местами (тот, кто был «фотографом», становится «фотоаппаратом», и наоборот) и повторяют задание. Упражнение выполняется в полной тишине.

Во время выполнения упражнения задача ведущего внимательно следить за участниками и обеспечить их безопасность (так, чтобы никто не упал).

Обсуждение:

У ведущего есть очень широкий выбор тем для обсуждения после этого упражнения.

Вы можете расспросить участников, как они себя чувствовали с закрытыми глазами, и потом поговорить о том, изменилось ли после этого опыта их отношение к незря­чим людям (например, мало кому из ребят приходит в голову спросить у незрячего партнера, как ему хотелось бы, чтобы с ним шли — за руку, под руку, в каком темпе и т. д.). Этот разговор может помочь участникам изменить свое отношение к людям с ограниченными возможностями, потому что очень часто именно незрячих или неслы­шащих людей воспринимают как неполноценных, не таких, как мы.

Вы можете начать очень важный разговор о доверии (ведь, закрывая в этом упражнении глаз, мы становимся зависимыми от другого человека и должны ему доверять) и о том, что людям нужно в жизни для того, чтобы начать доверять кому-то.

Темой для обсуждения может стать и то, что мы все разные, и это надо уважать.

ведущих двое — хорошо, чтобы начал круг один из ведущих, задавая тон упражнению. Попросите участников быть предельно корректными друг с другом.

Возможно, у Вас или участников возникнет вопрос, почему это упражнение называется «щиты»; мы объясняем название, обращаясь к истории: щиты оберегают человека, защи­щают. Рисунки на «щитах» — это то, к чему или к кому человек может обратиться, когда ему трудно, то, что помогает ему оставаться самим собой.

"орехи»

Инвентарь:

Грецкие орехи по количеству участников, коробка или пакет.

Описание упражнения:

Участники садятся в круг. Ведущий просит каждого из них взять по одному ореху, а потом в течение минуты внимательно рассмотреть и запомнить свой орех (ставить на нем метки и раскалывать нельзя). Через минуту все орехи складываются обратно в пакет. Ведущий их перемешивает, высыпает в центр круга и просит каждого участника найти свой орех.

Когда это выполнено, попросите участников рассказать, по каким признакам им удалось найти именно свой орех, чем он так отличается от других.

Обсуждение:

Вопрос к участникам — «про что» это упражнение Зля вас?

Вы можете провести аналогию между грецкими орехами и людьми. И те, и другие в куче (или в толпе) на первый взгляд выглядят одинаково. Для того чтобы увидеть особенности, нужно потратить время, приглядеться.

О ценности ореха, как правило, судят по тому, что находится у него внутри. Может быть, внешне очень красивый орех, но внутри абсолютно пустой. И наоборот. Так же бывает и с людьми, поэтому не надо судить о человеке по каким-то внешним признакам. У ореха очень жесткая скорлупа, она нужна ему для того, чтобы защитить нежное ядрышко. Мно­гие люди тоже часто выращивают вокруг себя «скорлупу», чтобы чувствовать себя в безо­пасности, и не сразу открываются другим. Для этого требуется время.

Методическая копилка | Следующая | Предыдущая | Комментарии (0)

Рекомендуемые публикации

Комментарии

Внимание! Все комментарии сначала проходят проверку администратором.

Основные — это упражнения, в которых непосредственно тренируются те навыки и умения, за которыми участники пришли на тренинг. Это главные упражнения на тренинге. Они обычно построены так, чтобы каждый участник тренинга смог потренироваться . Подробнее о типах упражнений можно почитать здесь.

Вызовы — сильные и запоминающиеся упражнения, цель которых привлечь внимание группы к определенным темам тренинга, привести группу к важным осознаниям. Они часто достаточно сложные, вызывают активный интерес группы, повышают мотивацию участников . Подробнее о типах упражнений можно прочитать здесь.

Упражнение "Титаник" — крайне эффективное командообразующее упражнение, требующее участия и тотальной вовлеченности всей группы. Перед участниками ставится сложнейшая задача, решить которую можно только совместными усилиями, мобилизовав все свои личностные качества, деловые навыки и умение работать в команде.

«Титаник» особенно подходит для тренингов командообразования и тренингов личностного роста. Будет также отличным упражнением для тренировки участников, которым в жизни часто приходится решать задачи, требующие проявления лидерских качеств, креативности, активности в нестабильных обстоятельствах.

Упражнение крайне богатое на выводы, и управляя процессом, ведущий легко может смещать акценты данного упражнения в зависимости от темы тренинга. В тренинге командообразования — на умение работать в команде. В тренинге личностного роста — на личностные качества участников и их умение находить решения в трудной ситуации. На тренинге коммуникативных навыков – на умение договариваться, убеждать и слушать. На тренинге лидерских качеств или тренинге руководителей — на поиск лучших стратегий в стрессовой ситуации, распределении ролей и лидерских навыков.

Упражнение «Титаник» гарантировано "цепляет" участников тренинга и запоминается как одно из самых ярких упражнений тренинга. Это упражнение может быть доступно и начинающим тренерам, но особенной "жемчужиной" оно будет в руках опытного тренера.

Упражнение может быть проведено в двух вариантах: как вызов и как основное упражнение. Оба варианта описаны в тренерской методичке.

Объем предлагаемой тренерской методички упражнения: 8 страниц.
Бонус! К методичке прилагается вариант подходящего музыкального сопровождения.

Почему вам стоит приобрести это упражнение на Тренерской.ру:

  1. Это уникальная, детально разработанная тренерская методичка проведения упражнения с возможными вариантами речи тренера, с конкретными вопросами, которые стоит задать на рефлексии, с разбором сложных ситуаций, которые могут произойти на группе.
  2. Подобную тренерскую методичку упражнения Вы не найдете больше нигде . Она разрабатывалась командой профессиональных тренеров специально для проекта Тренерская.ру.
  3. С нашей методичкой, как с навигатором, Вы проведете упражнение намного эффектнее и результативнее!
  4. Это упражнение отличается яркостью и масштабностью , оно станет настоящим украшением Вашего тренинга.
  5. Чтобы разработать для вас эту методичку сразу несколько профессионалов высокого уровня работали над ней более 15 часов ! Вы получаете её по символической цене , которую вы платите один раз, а использовать упражнение будете много лет.
Читайте также:  Лекарство без эффекта

Оплатить упражнение для тренинга на портале Trenerskaya . ru просто:

1. Зарегистрируйтесь и войдите в личный кабинет под своим логином и паролем.

2. Пополните свой личный счет на сайте. Для этого:
— нажмите кнопку «Купить»,
— выберите удобный способ оплаты. Самый быстрый способ – картой. Другие варианты оплаты и длительность зачисления денег посмотрите здесь .

3. Убедитесь, что деньги зачислены на личный счет и выкупите материалы: нажмите "Купить" еще раз. Деньги спишутся с личного счета, а методичка тут же придет на почту и сохранится в личном кабинете.

По вопросам, связанным с оплатой, пишите на info.trenerskaya@gmail.com

Внимание! Вы также можете приобрести супер-выгодный полный доступ ко всем материалам сайта .

Отзывы об упражнении (7)

Очень интересное упражнение. И достаточно сложное. Открывает стратегии команды и лидеров. Для команд очень мощное.

Сильное упражнение. Нестандартный подход к подводке к упражнению, думаю это усилит интригу и мотивацию на упражнение. Буду пробовать!

Очень сложное упражнение. У меня с первого раза не все так хорошо вышло. Но.. будем пробывать еще.. Александр

Интересное упражнение. Включает абсолютно всех в процесс. Итог — быстро сплоченная группа(команда) за короткое время.

Действительно мощное упражнение. Слышала про него и раньше, но впервые встретила такую качественную методичку. Я довольна!

Упражнение не однозначное. Здесь требуется достаточно большой тренерский опыт, чтобы дать правильные установки для участников до, во время и после упражнения.

Отзывы могут писать только авторизованные пользователи.

Упражнения по теме Командообразование, тимбилдинг:

Прекрасное упражнение, которое существенно повышает энергетику, активность и вовлеченность участников тренинга, помогает быстрому возникновению доверия в группе. Это одновременно и яркая разминка, и которое повышает мотивацию участников на обучение и красивым и запоминающимся образом подводит группу к теме следующей

Особая прелесть упражнения в том, что оно универсально, его можно с успехом использовать для большинства популярных тем тренингов: командообразование, продажи, переговоры, управленческие тренинги, тренинги лидерства, влияния, целеполагания…

Упражнение обычно проходит бодро, энергично, активно, мощным образом вовлекает всех участников тренинга. Оно хорошо запоминается группой, и к его результатам тренер может ещё не раз возвращаться в последующие дни тренинга…

Красивое, редкое и крайне мощное упражнение для тренинга командообразования, эффективной коммуникации или личностного роста. Красивая легенда упражнения привлекает внимание и интригует, а решение сложной задачи, поставленной перед группой, требует активного участия и тотальной вовлеченности всей команды.
Это упражнение для тренинга построено так, что найти решение можно только если учесть интересы всех членов команды, которые на первый взгляд кажутся даже противоречащими друг другу. Но решение есть! У частники тренинга в процессе выполнения упражнения на собственном опыте проживают и осознают, что конфликты и споры отдаляют их от результата, а совместная слаженная работа позволяет решить даже казалось бы "нерешаемые" задачи.
Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская.ру и содержит массу уникальных рекомендаций, подсказок и тренерских "фишек". Такого вы не найдете больше нигде! Объем тренерской методички упражнения: 12 страниц.

Отличная возможность! Вы оплачиваете всего 1190 руб. и получаете сразу 3 эксклюзивных упражнения для тренинга командообразования . Ваша выгода составит более 1000 руб.(!)

Уникальные рекомендации профессионалов! Каждое упражнение для тренинга командообразования оформлено в виде подробной тренерской методички, содержащей массу уникальных подсказок и рекомендаций, тренерских секретов и "фишек", позволяющих провести упражнение с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде!
Объем каждой тренерской методички упражнения около 10 страниц.

Это выгодно! Задумайтесь, чтобы разработать для вас одну методичку упражнения несколько тренеров-профессионалов высокого уровня работали над ней более 15 часов !
Приобретайте лучшее и делайте свои тренинги по командообразованию мощными!

Тренинг развития навыков общения

развивать коммуникативные навыки;

усовершенствовать общение в команде;

освоить навыки обратной связи;

усовершенствовать процессы принятия решений в группе.

Оборудование: лист бумаги формата A3, цветные мелки или фломастеры.

Приветствие. Участники садятся в круг и по очереди приветствуют друг друга обязательно подчеркивая индивидуальность партнера, например: «Я рад тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно» или
«Привет, ты как всегда энергичен и весел». Участник может обращаться ко всем сразу или к конкретному человеку. Во время этого упражнения группа должна настроиться на доверительный стиль общения, продемонстрировать свое доброе отношение друг к другу.
Психологу следует обращать внимание на манеры установления контактов.
По его окончании психолог разбирает типичные ошибки, допущенные участниками, и демонстрирует наиболее продуктивные способы приветствий.

Разминка. Участники садятся в круг.

«Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «слон».

Психолог раздает карточки (если в группе нечетное количество участников, психолог тоже принимает участие в упражнении).

«Прочитайте, пожалуйста, что написано ни вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого — найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки «вашего животного». Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча.

Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».

После того как все участники группы нашли свою пару, психолог спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?».

Это упражнение обычно проходит очень весело, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость. Оно способствует дальнейшему раскрепощению участников.

В то же время оно способствует развитию выразительного поведения, побуждает участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой стороны, искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим.

После завершения упражнения можно предложить поделиться впечатлениями, рассказать о том, как участники находили свою пару.

Для проведения упражнения необходимо нечетное количество участников. Предварительно все рассчитываются на «первый», «второй». Все вторые номера сидят на стульях, первые стоят за спинками их стульев, оставшийся без пары участник группы стоит за спинкой свободного стула (допустим, его зовут Андрей).

«Задача Андрея пригласить кого-нибудь из сидящих на свой стул. При этом он может пользоваться только невербальными средствами, говорить ничего не надо. Все те, кто сидят на стульях, очень хотят попасть на свободный стул. Задача тех, кто стоит за спинками стульев — удержать своих «подопечных». Сделать это можно, успев положить руку на плечо того человека, который сидит на вашем стуле, в тот момент, когда вы заметили его намерение пересесть. Постоянно держать руку над плечом вашего «подопечного» не стоит».

Через некоторое время психолог предлагает участникам поменяться: те, кто сидели, встают и наоборот. При этом одному из тех, кто стоял, придется встать за свободный стул.

С одной стороны, упражнение позволяет участникам группы подвигаться, снижает напряженность, усталость. Оно проходит весело, улучшает настроение. После завершения упражнения можно обратиться к группе с вопросами: «Каким образом вы действовали, когда приглашали кого-то на ваш стул?», «Как вы понимали, что вас пригласили занять свободный стул?».

Группа делится пополам (если в группе нечетное число участников, психолог тоже принимает участие в упражнении), образуя две шеренги, все садятся лицом друг к другу так, чтобы напротив каждого кто-то сидел.

«Представьте себе, что все мы едем в автобусах: одна подгруппа едет в одном автобусе, а вторая — в другом. Автобусы остановились рядом в транспортном заторе. Вы сидите у окна и видите, что в другом автобусе прямо напротив вас и тоже у окна сидит ваш знакомый. Это большая удача, потому, что вам надо срочно передать ему важную информацию, и вы, воспользовавшись ситуацией, делаете это. Но сделать это вы можете только молча, без слов, невербально. Времени у вас немного. Тот, кому передают информацию, должен постараться понять, что ему сообщает его знакомый».

Этот фрагмент упражнения можно модифицировать следующим образом. Психолог заранее может подготовить для каждого участника текст сообщения, которое надо передать. Это дает возможность учесть особенности и успешность в тренинге каждого участника.

Читайте также:  3000 Метров сколько километров

На первом этапе упражнения психолог предлагает одной шеренге выступать в роли передающих информацию, а второй — принимающих сообщение. Следует дать возможность участникам подготовиться к выполнению упражнения. Когда все готовы, психолог предлагает кому-либо из первой шеренги начать передавать информацию, а всех остальных просит внимательно смотреть. После того как информация передана, тот участник группы, кому она была предназначена, говорит, что он понял. Другие участники в это время могут высказывать свои версии вербализации данного текста. Это активизирует работу и позволяет приобрести более обширный материал для обсуждения, снижает напряженность. После этого передававший информацию, говорит, правильно ли его поняли, и при необходимости вносит коррективы.

Участники группы разделяются на пары.

«Сядьте друг к другу спиной. После того как я скажу «начали», сосредоточьтесь друг на друге и трижды, не договариваясь, постарайтесь одно временно посмотреть друг на друга».

Мне любопытно, сможете ли вы решить следующую задачу. Разбейтесь на пары и решите, кто из вас будет участником «А», а кто — «Б ». Все «А » становятся перед столом, берут себе лист бумаги, карандаш и ждут. Все «Б» сейчас подойдут ко мне, и я им на ухо скажу название какого-нибудь фильма. Потом они должны будут вернуться к своим партнерам и нарисовать у них на спине картинки, с помощью которых те попробуют отгадать название фильма. Участники «А» пытаются тот же образ нарисовать на листе перед собой. Когда у «А» появится какое-либо предположение о загаданном названии, он может шепнуть его на ухо своему партнеру. «Б» должен сказать, верна ли эта догадка. Во всех остальных случаях «А » и «Б » не имеют права разговаривать друг с другом. После того, как пара справится с заданием, они должна издать «боевой клич индейцев», чтобы я знал об этом. Но название фильма при этом нельзя произносить вслух, поскольку другие пары в это время еще работают. А теперь я попрошу всех «Б» подойти ко мне.

( После выполнения упражнения партнеры меняются ролями.)

Комментарии для ведущего. Эта интересная игра требует тесного взаимодействия участников и способствует их физическому контакту.

Упражнение можно варьировать. Вы можете предложить отгадать названия романов, театральных пьес, городов; имена спортсменов, артистов и т. д.

Надо только помнить о том, что выбранное Вами в качестве загадки слово должно быть достаточно хорошо известно участникам (если это название фильма, то это может быть, например, «Титаник»).

Это очень веселая, полная юмора игра. Участники должны выстроиться в ряд по размеру обуви. Звучит тривиально, и Вы, возможно, решите, что задание это бессмысленно. Но проведите этот эксперимент и посмотрите, что будет в конце. Часто простые задания доставляют группе наибольшее удовольствие. К тому же при выполнении этого задания необходимо соблюдать два правила: все играют с закрытыми глазами и не разговаривают друг с другом. Это усложняет задачу, одновременно делая упражнение более эффективным. Игра выявляет индивидуальные особенности поведения участников, что делает нашу жизнь разнообразнее и пробуждает нашу творческую энергию. Поэтому упражнение может послужить группе хорошим импульсом для развития. Об этом Вы можете сказать в начале эксперимента.

1. Игроки встают в шеренгу, плечом к плечу. Раздайте всем повязки или попросите закрыть глаза.

Придумайте «легенду», например: «Некто проник в кухню здания, в котором проводится конференция. Полиция обнаружила отпечатки следов. Через четверть часа прибыл комиссар полиции и решил проверить, не совпадают ли эти следы с размером ботинок кого-нибудь из присутствующих. Чтобы облегчить работу комиссару, вся группа должна выстроиться в ряд по размеру обуви. Разговаривать запрещается».

Отметьте, что это задание требует сообразительности и концентрации.

Когда группа справится с заданием, скажите участникам, сколько времени ушло на это. Затем задайте следующие вопросы:

Понравилось ли мне принимать участие в этом упражнении?

Что меня поразило?

Насколько дружелюбной была установка, с которой группа работала над заданием?

Что вы делали, чтобы все-таки решить поставленную задачу?

Какую роль взял на себя каждый?

Кто был зачинщиком, кто дурачился, кто организовывал процесс, кто его контролировал и т. д.?

Упражнение «Ранжирование ценностей».

Наши ценности тесно связаны с нашим самосознанием и самоуважением. Поэтому мы очень болезненно переживаем, если сами предаем важные для нас ценности, а также ощущаем себя несвободно, когда наши ценности игнорируют другие. Совершенно естественно, что различия в ценностных предпочтениях разных социальных групп легко приводят к конфликтам. Поэтому мы должны уметь говорить на важные для нас, ценностные темы и учиться находить общий язык с совершенно разными людьми, в том числе и с теми, которые отличаются от нас по мировоззрению.

В этом упражнении игроки, поделенные на четверки, должны расставить по степени значимости восемнадцать ценностей, предложенных профессором Милтон Рокич. В процессе выполнения упражнения возникает оживленное общение между участниками, поскольку каждый высказывает свою точку зрения и отстаивает ее. Для каждой четверки Вам потребуется одна копия Приложения к этому упражнению.

Участники разбиваются на группы из четырех человек. Чтобы группы оказались подобранными по случайному принципу, попросите игроков рассчитаться на первый-четвертый. Те участники, у которых совпал номер, объединяются в одну группу.

Кратко расскажите о значении ценностей в жизни человека— как в личной, так и в профессиональной. Жизненные установки отдельных членов команды имеют большое значение для общей работы. По основным вопросам должно быть достигнуто согласие, иначе опасность конфликтов увеличивается.

Раздайте вопросники (по одному на подгруппу). У каждой команды есть задание — расположить восемнадцать предложенных ценностей в порядке убывания их значимости — но значимости не для отдельного человека, а для всей команды. Таким образом, участники будут вынуждены искать компромиссное решение в каждом случае. Какие ценности были особенно важными и допускали единственную трактовку? При обсуждении каких ценностей допускались приемлемые для всех различия во мнениях? На работу командам отводится 20 минут.

Команды собираются вместе и представляют результаты своей работы.

Выделите время для подведения итогов :

Что в данное время является основной ценностью в моей жизни?

Насколько успешным был процесс принятия единого решения?

Какие ценности были признаны всеми членами команды? Какие из них важны для командной работы?

Приложение к упражнению «Ранжирование ценностей»

Ниже вы видите список из восемнадцати ценностей, расположенных в алфавитном порядке. Этот список был разработан американским социальным психологом профессором Милтон Рокич.

Задача группы состоит в том, чтобы расставить ценности в порядке их значимости для командной работы группы. Наиболее важный командный принцип будет стоять под номером 1, второй — под номером 2 и т. д. Наименее важная ценность получит номер 18. Участники не должны торопиться, их задача — попытаться найти компромиссное решение. Все участники должны быть довольны конечным результатом. Итак, человек, работающий в команде, должен быть:

• вежливый (дружелюбный, с хорошими манерами),

• владеющий собой (сдержанный, уравновешенный, уверенный в себе),

• интеллигентный (думающий, разумный, понимающий),

• искренний (правдолюбивый, честный),

• компетентный (профессиональный, успешный),

• логичный (рациональный, последовательный),

• мужественный (отстаивающий собственные убеждения),

• независимый (уверенный в себе, самостоятельный),

• оптимистичный (приятный, радостный, счастливый),

• ответственный (надежный, достойный доверия),

• открытый, общительный (свободный от предрассудков),

• послушный (сознающий свой долг, соблюдающий субординацию),

• прощающий (не злопамятный),

• творческий (умеющий продуцировать нестереотипные идеи, гото¬вый к риску),

• честолюбивый (готовый к напряженной работе, стремящийся к успеху),

• эмоциональный (чувствующий, сопереживающий, сердечный).

П сихолог говорит: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»

Рефлексия: «Наше занятие подошло к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?
Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector