Учитесь плавать 2

Учитесь плавать 2

Нижегородский институт развития образования.

Кафедра физического воспитания и ОБЖ.

Обучение плаванию учащихся второго класса.

Автор-разработчик: учитель физического воспитания

МОУ средней общеобразовательной школы № 6

Проектирование процесса обучения плаванию ………………………7 -17

Плавание – один из тех видов спорта, который разносторонне влияет на гармоничное развитие организма человека. Навыки плавания жизненно необходимы и детям и взрослым в их повседневной учебной и трудовой деятельности.

Занятия плаванием имеет большое воспитательное значение. Они помогают ребятам стать дисциплинированными, собранными, смелыми, решительными и находчивыми. Эти и другие морально-волевые качества формируются в ходе правильно организованных учебных занятий.

Не менее важно и оздоровительное значение плавания. Регулярные занятия положительно влияют на физическое развитие человека, особенно в детском возрасте. Известно, что в воде тело человека находиться во взвешенном состоянии. Относительная невесомость тела, горизонтальное положение в воде раскрепощают опорно-двигательный аппарат, способствуя развитию различных систем организма, облегчает деятельность внутренних органов. При правильно проводимых занятиях у детей повышается функциональные возможности сердечно-сосудистой системы, укрепляется дыхательная мускулатура, увеличивается жизненная емкость легких. Плавание положительно влияет также на состояние нервной системы. Регулярные занятия плаванием способствуют формированию правильной осанки, прививают гигиенические навыки, закаливают организм, повышая его сопротивляемость различным простудным заболеваниям.

По мнению многих специалистов, начинать заниматься плаванием лучше в детском возрасте. Как показывает практика, учащиеся 2-3 классов начальной школы быстро овладевают техникой плавания спортивными способами. Этому способствует и ряд физиологических особенностей младших школьников – лучшая, чем у старшеклассников плавучесть, обтекаемость их тела и другие факторы.

Предлагаемая система уроков, их содержание и цели ориентированы на базовую программу по физической культуре для 2 класса, Данная программа предусматривает формирование навыков и умений в выполнении физических упражнений различной педагогической направленности, связанных с профилактикой здоровья, коррекцией телосложения, правильной осанкой и культурой движения. Предлагаемая система уроков является обобщением опыта работы по обучению учащихся 2 класса плаванию. Начало раннего обучения объясняется тем, что именно в этом возрасте поставленная задача решается наиболее успешно и позволяет избежать многих трудностей в процессе обучения-усвоения правильной техники движения рук и ног (учить легче, чем переучивать), более высокой мотивацией детей и их родителей. Подтверждение этому можно найти в литературе, где говорится о том, что целесообразный возраст начала занятий в секции плавание – 7-8 лет.

Среди педагогических инноваций и экспериментов последнего десятилетия большинство прошли под знаменем дифференциации и индивидуальности обучения. Их актуальность не вызывает сомнений, обучение всех детей в классе по единой программе не позволяет каждому ребёнку получить образование на уровне своих возможностей.

Все вышесказанное определило цель курса «плавание», где основная цель – научить детей плавать кролем на груди и на спине. По мнению автора, для выполнения поставленной цели необходимо решить ещё несколько задач:

— убедить детей в том, что плавание часть физической культуры, позволяет стать закаленным, ловким, быстрым;

— научить детей поведению в воде;

— научить детей нырять;

— научить детей прыгать в воду;

— сформировать знание о технике безопасности и правил спасения тонущих;

— научить детей правильно дышать на воде.

Для достижения поставленных задач занятия ведутся в двух залах: «сухом» и на воде.

Отметим, что необходимым компонентом работы по разделу «плавание» является реализация образовательных задач. К таковым можно отнести следующие:

1. Узнать историю плавания,

2. Узнать лучших спортсменов-пловцов.

3. Сформировать представление о технике различных способов плавания

Перед уроками плавания учащиеся проходят медосмотр в бассейне. По формуле Кервонена определяются при выполнении упражнений верхняя и нижняя частота сердечных сокращений у каждого учащегося, а по пробе Руфье – работоспособность сердца при нагрузке. Это помогает определить индивидуальную нагрузку конкретного учащегося на воде. Нормирование нагрузок по Вайнбауму при выполнении заданий позволяет определить характер упражнений на силу, скорость, выносливость. Использование «Тэппинг-теста» помогает определить психомоторное развитие, выявляя индивидуально-типологические особенности детей. («Спорт в школе», №19-2004г.)

После первого занятия производиться перегруппировка учеников по способностям держаться на воде. После четвёртого и пятого занятия следует перегруппировка каждой группы: из слабой группы лучшие учащиеся (их обычно один или два) переводятся в более сильную группу, а из сильной — в слабую (это бывает редко).

Ушинский когда-то сказал, что «учение должно быть семейным». В бассейне на занятиях всегда присутствуют родители. Они помогают выполнять упражнения на воде, а также домашние задания, участвуют в ведении дневника саморазвития.

Читайте также:  Как увеличить тестостерон в крови

Первая запись в дневнике производится перед уроками плавания, она содержит следующие сведения:

1) дата рождения;

2) информационные сведения об ученике;

5) жизненная ёмкость лёгких;

7) становая сила;

8) верхняя предельная частота сердечных сокращений;

Эти сведения после медосмотра заполняются перед первым занятием и после последнего.

Следующая запись в дневнике – развитие физических качеств:

2) поднимание и опускание туловища, лёжа лицом вверх и лицом вниз;

3) прыжки через скакалку;

4) имитационные упражнения для рук у зеркала;

5) имитационные упражнение для ног;

6) домашние упражнения (составляют сами и выполняют комплекс упражнений зарядки);

В конце каждой недели подводятся итоги. Дневник заполняется учеником вместе с родителями. Контрольная запись делается учителем в конце темы изучения. В конце дневника – памятка на лето.

Обучая детей плаванию, автор разработал систему примененеия дополнительных плавсредств: доски, пенопласт различной конфигурации, надувные нарукавники. С третьего занятия для развития смелости обучающиеся выполняют упражнение “торпеда” на глубине. На третьем и четвёртом занятии начинаю учить нырять, правильно задерживать дыхание под водой, своеобразной работе рук. Как показала практика, развивает координацию поворот на воде из положения «лёжа на животе» в положение «лёжа на спине» и наоборот. Нравится детям упражнение “Стрела” – скольжение по воде лицом вверх и лицом вниз, оттолкнувшись от бортика ногами.

Большое значение при обучении учащихся начальной школы плаванию занимают игровые приёмы, которые способствуют совершенствованию и закреплению уже освоенных ими двигательных навыков, а также воспитанию физических качеств. Изменение игровых условий требует постоянного приспособления используемых движений к новым ситуациям. Применяя этот приём для обучения двигательным действиям, подбираются образы, которые близки, понятны и удобны учащимся для изображения: “поплавок”, “медуза” и т. д.. В воде используются игры:

— на преодоление сопротивления воды (“Кто выше?”, “Кто быстрее?”, и “Рыбы в сеть”.);

— на погружение с головой в воду (“Хоровод”, “Насос”, “До пяти”);

— с выдохом в воду (“У кого больше пузырей?”)

— с открыванием глаз в воде (“Водолазы”);

— со скольжением и плаванием (“Кто дальше проскользит”, “Стрела”, “Кто быстрее?”);

— с прыжками в воду (“Кто дальше проскользит после выполнения спада из положения с колен, сидя на корточках, сидя спиной у воды, стартового прыжка?”);

— с мячом (“Мяч по кругу”)

Использование игр не только развивает и улучшает координацию движений, но создает условия для развития интереса к предмету.

Одна из важнейших задач физического воспитания – обучение учащихся умению самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

Исходя из результатов занятия, «каждый учащийся получает индивидуальное домашнее задание, где делается акцент на то, чему нужно доучиться, что менее всего получилось на занятиях. Это могут быть упражнения со скакалкой, подтягивание, упражнения на технику плавания в «сухом» зале, упражнения, выполняемые в ванне с водой. Занятие плаванием в бассейне развивает у учащихся коммуникативный потенциал – общение в новых условиях, в воде, внимание к товарищам, умение прийти на помощь и в воде, и на суше.

Количество уроков во втором классе для апробации проекта было выбрано 16 часов, но, естественно, это не предельное число, так как в каждом конкретном случае необходимо учитывать множество факторов — количество детей в классе, возможность родителей заплатить за занятие в бассейне и т. д.

В процессе занятий форма и организация обучения может меняться – преобладание подвижных игр в начале и повторение пройденного в конце. Если не все дети освоили трудный материал, то не исключаются перестановки в группах. Последнее определяется в ходе проведения контрольных мероприятий, после которых в случае необходимости можно увеличить или уменьшить время обработки различных заданий или даже количества занятий.

Проектирование процесса обучения плаванию во втором классе.

Рабочий план прохождения учебного материала по плаванию во втором классе.

Выполняйте эти упражнения, и через 2–3 занятия вы перестанете захлёбываться, паниковать и черпать носом воду.

Где учиться плавать

В бассейне. У него есть несколько серьёзных преимуществ перед открытыми водоёмами.

  • Спокойная вода. Даже небольшие волны сделают ваше обучение гораздо сложнее.
  • Чистая вода. Поначалу вы периодически будете хлебать её носом и ртом. Лучше глотнуть воды с хлоркой, чем с какой-нибудь инфекцией.
  • Бортики и приспособления для плавания. Для выполнения разных упражнений вам нужно будет держаться за край бассейна и использовать доски и колобашки, которые есть в любом таком учреждении.
  • Наличие инструкторов. Вы не утонете. В любом случае.
Читайте также:  Коррекция груди уменьшение

Что взять с собой в бассейн

Если вы впервые идёте в бассейн, обязательно возьмите с собой:

  • медицинскую справку;
  • купальник или плавки;
  • полотенце и гель для душа/шампунь;
  • шапочку для плавания;
  • резиновые или пластиковые тапки;
  • очки для плавания.

В некоторых бассейнах умирающие фены в раздевалках, поэтому, если у вас длинные волосы, на всякий случай возьмите свой.

И не опаздывайте! Сеанс начинается в строго определённое время. Если придёте позже, будете плавать меньше.

Как научиться правильно дышать

Какой бы стиль вы ни выбрали — кроль, брасс, баттерфляй, во время плавания лицо будет находиться под водой. Поэтому ваша первая и главная задача — научиться в неё выдыхать.

Плохая новость: поначалу это очень некомфортно. Настолько, что вы захотите сразу же бросить плавание. Но если потерпеть, через пару занятий вы и не вспомните, как вам было неприятно.

Мы покажем несколько упражнений, которые помогут вам освоить правильное дыхание и научиться двигаться в бассейне, выдыхая в воду. Выполняйте их одно за другим с небольшим отдыхом.

На освоение упражнений у вас уйдёт два-три занятия. Далее можете приступать к отработке конкретной техники плавания.

1. Выдох в воду

YouTube-канал Sikana English

  • Наденьте очки. Проверьте, чтобы они плотно прилегали к лицу. Если останутся щели, в них зальётся вода и будет очень неприятно.
  • Встаньте рядом со стенкой бассейна, положите на бортик руку. Сделайте глубокий вдох ртом.
  • Опуститесь под воду и медленно выпустите воздух на три счёта. Можете делать это только через нос или через нос и рот одновременно.
  • Всплывите и снова сделайте резкий глубокий вдох ртом.
  • Повторите упражнение 10–12 раз.

2. Поплавок

YouTube-канал Global Triathlon Network

Обязательно выполните это упражнение, если боитесь погружаться в воду. Оно поможет отработать дыхание и почувствовать себя более уверенно.

  • Наденьте очки. Сделайте глубокий вдох и погрузитесь в воду.
  • Подтяните колени к груди, обхватите их руками и спокойно опускайтесь на дно бассейна, медленно выдыхая носом и ртом.
  • Когда достигните дна, поднимайтесь вверх для нового вдоха.
  • Повторите 10 раз.

3. Выдох в воду с движением ногами

YouTube-канал SwimUP RUS

  • Наденьте очки. Возьмитесь за край бассейна, выпрямите руки и лягте на воду.
  • Сделайте вдох ртом, опустите голову вниз и выдохните в воду на три счёта.
  • Во время выдоха работайте ногами. Совершайте движения от бедра, ноги держите практически прямыми, но без закрепощения в коленях. Оттяните носки, стопы немного заверните внутрь, большими пальцами друг к другу.
  • Поднимите голову над водой, вдохните и снова опустите лицо в воду.
  • Повторите 10 раз.

4. Выдох у бортика с разворотом в сторону

YouTube-канал Skills NT Swimming

  • Наденьте очки. Возьмитесь за бортик бассейна правой рукой, левую прижмите к боку, лягте на поверхность воды.
  • Погрузите лицо в воду и выдохните на три счёта. Важно не задерживать дыхание в воде, а постоянно выпускать воздух.
  • Поверните корпус и голову влево, поднимите лицо над поверхностью воды и сделайте глубокий вдох ртом. Не задирайте голову: правое ухо должно остаться в воде.
  • Опустите лицо обратно и повторите.
  • Выполните 10–12 раз, затем сделайте то же самое, поменяв руку.

Как двигаться с выдохом

Теперь, когда вы достаточно расслабились в воде и научились выдыхать в неё, пора освоить движение с выдохом. Мы покажем упражнения для освоения базового стиля плавания: кроля на груди.

1. Плавание на ногах

  • Наденьте очки. Возьмите доску для плавания за нижний край.
  • Выпрямите руки, лягте на воду.
  • Продвигайтесь вперёд за счёт работы ног. Двигайте ногами от бедра, мягко и свободно.
  • Дышите как во время упражнения «Выдох в воду с движением ногами»: глубокий резкий вдох над поверхностью, плавный медленный выдох с лицом в воде.
  • Проплывите так 100 метров. Отдыхайте, когда необходимо.
Читайте также:  Что такое свободный радикал

2. Вдох в сторону

YouTube-канал Love Swimming

Во время плавания голова не полностью выходит из воды. Это обеспечивает обтекаемость и сокращает время на вдох. Упражнение поможет вам отработать правильное положение головы в движении.

  • Наденьте очки. Правой рукой возьмите доску за дальний край. Левую прижмите к телу.
  • Сделайте плавный выдох в воду, работая ногами.
  • Поверните корпус и голову влево, в сторону прижатой руки, поднимите голову из воды и сделайте вдох. Не поднимайте голову слишком высоко: правое ухо остаётся в воде.
  • Снова опустите лицо в воду и на выдохе продвигайтесь за счёт работы ног.
  • В конце дорожки смените руки: теперь вы будете держаться за доску левой рукой и поворачивать корпус и голову для вдоха вправо.
  • Проплывите по 100 метров с каждой руки.

3. Вдох на каждый гребок

YouTube-канал Skills NT Swimming

  • Наденьте очки. Возьмите дощечку для плавания левой рукой за нижний край.
  • Лягте на воду, расслабьтесь. Опустите лицо в воду, выдыхайте, работайте ногами.
  • Сделайте гребок правой рукой. Когда рука выйдет из воды рядом с вашим бедром, поверните корпус и голову вправо, высуньте лицо из воды и вдохните. Затем снова опустите его в воду и сделайте выдох. Повторите.
  • Проплывите 100 метров. Каждый раз в конце бассейна меняйте руку.

Чтобы стать отличным пловцом, необязательно брать обучающие уроки, можно научиться и без тренера. Разбираемся, как научиться плавать самостоятельно за короткие сроки.

Плавание — один из самых полезных видов спорта. Но как научиться плавать самостоятельно без помощи тренера? Рассказываем про базовые принципы и разные стили.

Как правильно и быстро научиться плавать взрослому человеку: базовые рекомендации

Купите аксессуары для плавания

Обязательно купите специальные аксессуары для занятий. Они придуманы для того, чтобы сделать вашу тренировку более приятной и продуктивной. Что понадобится для новичка:

  • Плавательные очки

Надевайте очки и в бассейн, и на море. В них комфортно и безопасно плавать под водой, так как линзы защищают глаза от химикатов, мусора и волос.

  • Шапочка для плавания

Резиновая шапочка не только сохраняет волосы чистыми и сухими, но и защищает уши от воды.

  • Слитный купальник

Бикини и другие модные купальники — подходящий вариант для пляжной вечеринки. Если вы хотите научиться различным стилям плавания, то выбирайте удобные слитные купальники по фигуре.

Учитесь плавать и привыкайте к воде

Если вы боитесь воды, то сначала постарайтесь к ней привыкнуть. Стойте на неглубоких участках бассейна и периодически опускайте голову в воду, чтобы имитировать ощущения под водой. Повторяйте простое упражнение до тех пор, пока вам не станет психологически комфортно находиться в бассейне.

Потом начинайте несложные тренировки на мелкой глубине. Держитесь за стенку, на вдохе поднимите ноги вверх и начинайте ими отталкиваться, двигаясь вперед. Тренируйтесь и еще раз тренируйтесь. Как только вы перестанете держаться за бортики и поплывете самостоятельно, можете переходить на глубину, но небольшую. Перед занятием обязательно убедитесь, что в бассейне есть спасатель или дежурный тренер, который поможет вам при необходимости.

Используйте специальные инструменты-помощники

Как быстро научиться плавать самостоятельно? Очень просто — для этого уже придумали специальные плавательные инструменты, например, плавательную доску или лапшу для плавания из пенопласта. Как только вы почувствуйте в себе уверенность, возьмите с собой «помощника» и отрабатывайте с ним навыки пловца на глубине.

Как правильно плавать с доской?

Держите доску перед собой с прямыми руками. Оттолкнитесь от стены ногами, не погружайте голову в воду, чтобы спокойно дышать. Проплывите круг или два, а затем отдохните. Позже можете использовать доску как цель. Бросьте доску на глубину и доплывите до нее своими силами.

Как научиться плавать самостоятельно: в бассейне и в море

Как правильно научиться плавать в бассейне

  • Отработайте технику

Как только вы сделайте первые шаги в плавании, начинайте отрабатывать технику. Во время тренировки держите живот ровным, а лицо — вперед и вниз. Затем начинайте толкать себя вперед с помощью рук. При касании с водой ладони должны быть направлены вниз, а пальцы собраны вместе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector