Теория возрастных кризисов

Теория возрастных кризисов

Первое обоснованное деление онтогенеза на отдельные воз­расты дал в отечественной психологии П.П.Блонский. Он же об­ращает внимание на особые — переходные — возрасты и подчерки­вает, что эти так называемые «переходные возрасты» представля­ют в педагогическом отношении трудности. Нередко их называют также критическими возрастами. Название «критический воз­раст» утвердилось прочнее всего за возрастом полового созрева­ния. П.П.Блонский указывает на неустойчивость нервной систе­мы и неуравновешенное, немотивированное поведение детей в критические периоды.

«Развитие ребенка происходит непрерывно только некоторое количество времени, после которого происходит скачок в разви­тии ("кризис"’). Поэтому, действительно, непрерывная кривая дает неверное представление о ходе развития ребенка, которое идет временами непрерывно, а временами в определенные моменты имеет известную прерывность, т.е. делает скачки» [7, с. 85]. Ана­лиз Блонского базировался преимущественно на обобщении эм­пирических данных о специфике поведенческих характеристик в критические периоды.

Л.С.Выготский опирается на представления П.П.Блонского, но подходит к анализу возрастной динамики и месту кризисов в общем ходе развития со стороны общей теоретической модели развития.

В работе «Проблема возраста» Л.С.Выготский наряду с об­щими вопросами определения возраста и построения новой пе­риодизации развития в онтогенезе вводит и теоретическое пред­ставление о двух типах возрастов — критическом и стабильном.

«В относительно устойчивые, или стабильные, возрасты развитие совершается главным образом за счет микроскопических изменений личности ребенка, которые, накапливаясь до известного предела, затем скачкообразно обнаруживаются в виде какого-то возрастного новообразования» [3, с. 249].

Стабильные возрасты, как полагает Выготский, изучены го­раздо полнее, чем те, которые характеризуются другим типом развития — кризисами.

Характеризуя кризис, Л.С.Выготский подчеркивает, что раз­витие ребенка принимает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер и напоминает революционное течение со­бытий как по темпу происходящих изменений, так и по смыслу совершающихся перемен.

На основании эмпирических данных Л. С. Выготский выделяет следующие критические периоды: кризис новорожденности, одного года, трех лет, семи лет, тринадцати лет (подростковый), кризис семнадцати лет (юношеский). В настоящее время подростковый кризис относят к одиннадцати-двенадцати годам, юношеский — к пятнадцати (по периодизации Д.Б.Эльконина).

[Различение стабильных и критических возрастов Выготский основывает на анализе социальной ситуации развития как факти­ческого определения возраста: стабильный период определяется гармонией между средой и отношением ребенка к ней, критиче­ский же период — дисгармонией, противоречием^ «Силы, движу­щие развитие ребенка в том или ином возрасте, с неизбежностью приводят к отрицанию и разрушению самой основы развития все­го возраста, с внутренней необходимостью определяя аннулиро­вание социальной ситуации развития, окончание данной эпохи развития и переход к следующей, или высшей, возрастной ступе­ни» [там же, с. 260].

Развитие в стабильный период приводит к возникновению новой структуры личности — новообразованию. Это новообразование приводит к нарушению гармонии между ребенком и окружающей его действительностью. Возникает противоречие, поскольку ре­бенок, изменивший строение личности, уже другой ребенок, соци­альное бытие которого не может не отличаться существенным об­разом от бытия ребенка более раннего возраста. Это-то противо­речие и задает условия для своего разрешения и, как следствие, преодоления, определяя специфику критического возраста. Пре­одоление этого противоречия есть условие взрывного, революци­онного характера развития в критические периоды. По определе­нию Л.С.Выготского, в кризисные периоды ребенок в относи­тельно короткий промежуток времени меняется весь целиком, причем, добавим, изменения, о которых идет речь, не латентные, а определенно заметные окружающим.

Сами происходящие изменения относительны. Действитель­но, ни один поведенческий акт, ни одна психологическая харак­теристика, взятые в своей отдельности и биографической уни­кальности, не являются репрезентативными для возрастного кризиса как полного акта развития. Само по себе изменение по­веденческого портрета ребенка не является достаточным, чтобы утверждать, что ребенок переживает возрастной кризис. Выгот­ский, говоря об особенностях кризисных периодов в развитии, подчеркивал, что в критические периоды ребенок становится относительно трудновоспитуемым, но было бы величайшим за­блуждением полагать, что этим исчерпывается значение кризисных возрастов. Здесь главное слово — «относительно». Действи­тельно, суть не в трудно- (или легко-) воспитуемости, но в измене­нии, в том, что ребенок становится иным по отношению к самому себе прежнему. Сравним поведение двух детей. Первый имеет ха­рактерологические особенности, которые проявляются в непослу­шании, нарушении требований взрослых и т. д. Другой, напротив, послушен и легко следует указаниям взрослых. Который из них на­ходится в критическом периоде развития? Неизвестно. Ведь в дан­ном примере нам неизвестно, как вел себя данный ребенок раньше. Только если в исследовании мы обнаружили изменение поведения (как правило, в сторону его ухудшения)*, можно ставить (да и то лишь гипотетически) диагноз — кризис.

Описывая критические периоды в развитии, Выготский пишет, что с чисто внешней стороны они характеризуются чертами, проти­воположными устойчивым, или стабильным, возрастам. В этих пе­риодах на протяжении относительно короткого времени (несколь­ко месяцев, год или- самое большое, два) сосредоточены резкие и кардинальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в лично­сти ребенка. Ребенок в очень короткий срок меняется весь в це­лом, в основных чертах личности.

Внешние поведенческие особенности кризисов следующие:

границы, отделяющие начало и конец кризисов от смежных возрастов, крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, его начало трудно диагностировать;

как правило, в середине кризисного периода наблюдается его кульминация, наличие этой кульминационной точки отличает критический период от других;

отмечаются выраженные особенности поведения ребенка; дети как бы выпадают из системы педагогического воздействия, обна­руживается падение школьной успеваемости, интереса к занятиям. Возможны острые конфликты с окружающими; со стороны внут­ренней жизни — болезненные и мучительные конфликты и пережи­вания.

Таким образом, по Выготскому, кризис представляется куль­минацией микроизменений, накапливаемых на протяжении предшествующего стабильного периода.

Анализ своеобразия поведения детей обнаруживает и более глубинные характеристики:

развитие, в отличие от устойчивых возрастов, совершает скорее разрушительную, чем созидательную, работу; прогрессивное развитие личности ребенка в периоды кризиса как бы затухает, временно приостанавливается; на первый план выдвигаются процессы свертывания, распада и разложения того, что образовалось на предшествующей ступени;

ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобре­тенного прежде; он теряет прежние интересы; прежде сложившие­ся формы внешних интересов как бы запустевают.

Критические периоды — это вехи на пути взросления. Их анализ немыслим вне общей логики развития. Д.Б.Эльконин в статье о периодизации психического развития обобщает подходы Л.С.Вы­готского.

«На наш взгляд, подходы к проблеме периодизации, намечен­ные П.П.Блонским и Л.С.Выготским, должны быть сохранены и, вместе с тем развиты в соответствии с современными знаниями. Это, во-первых, исторический подход к темпам развития и к во­просам о возникновении отдельных периодов детства в ходе ис­торического развития человечества. Во-вторых, подход к каждому периоду с точки зрения того места, которое он занимает в общем цикле психического развития ребенка. В-третьих, представление о психическом развитии как о процессе диалектически противоре­чивом, протекающем не эволюционным путем, а путем перерывов непрерывности, возникновения в ходе развития качественно но­вых образований. В-четвертых, выявление как обязательных и не­обходимых переломных, критических точек в психическом разви­тии — важных объективных показателей переходов от одного пе­риода к другому. В-пятых, выделение неоднородных по своему характеру переходов и в связи с этим различение в психическом развитии эпох, стадий, фаз» [5, с. 40].

Читайте также:  Гейнер для начинающих

Мы видим, что три из приведенных пяти принципов анализа возрастного развития касаются критических возрастов.

В работах Л. С. Выготского (напомним, «Проблема возраста», работы по отдельным периодам онтогенеза — это преимущественно стенограммы лекций, прочитанных в последние годы перед кончи­ной автора, и потому не всегда законченные) есть многие положе­ния, при сопоставлении которых обращает на себя внимание про­тиворечивость. Так, с одной стороны, Выготский настаивает на обусловленности развития его внутренней логикой, а не внешними условиями: «Внешние условия, разумеется, определяют конкретный характер обнаружения и протекания критических периодов. . Но не наличием или отсутствием каких-либо внешних условий, а внут­ренней логикой самого процесса развития вызвана необходимость критических, переломных периодов в жизни ребенка (курсив наш. —К. П.)» [3, с. 250]. Но, с другой стороны, «в переломные моменты развития ребенок становится относительно трудновоспитуемым вследствие того, что изменение педагогической системы, применяе­мой к ребенку, не поспевает за быстрыми измененным его личност (курсив наш. -К. П.)» [там же, с. 252-253]. Мы можем увидеть здесь явное логическое противоречие. Оно, конечно, обусловлено отсут­ствием авторской редакции данного текста. И оно, как мы увидим далее, дало начало многим подобным трактовкам кризисов.

Еще одно важнейшее положение Л.С.Выготского относитель­но критических возрастов касается их симптоматики. Речь идет о трудновоспитуемое™ как наиболее ярком признаке переходных возрастов. Это положение оказывается наиболее «проблемным», поскольку именно трудновоспитуемость в дальнейших исследова­ниях критических возрастов отечественными психологами станет предметом пристального внимания (Л.И.Божович, Т.В.Драгу-нова, Д.Б.Эльконинидр.).

По мысли Выготского, в переломные периоды развитие ха­рактеризуется «свертыванием, отмиранием». Возникновение но­вого в развитии есть обязательно- одновременно и распад старо­го. Л.С.Выготский полагал такое разрушение необходимым.

Может ли переход от одной социальной ситуации развития к другой происходить как простое завершение одного и появление другого? Иными словами, необходимо ли для возникновения нового отношения ребенка к среде разрушение старого отноше­ния или это новое возможно как простой переход? Именно ответ на этот вопрос становится «водоразделом» понимания критиче­ских возрастов у Выготского и многих его последователей. Воз­никает ли новое «рядом» со старым или «вместо» старого?

Анализ текстов Выготского приводит к заключению, что но­вое отношение ребенка к окружающей его действительности, прежде всего социальной, возникает как отрицание старого от­ношения и потому требует особой работы «разрушения», «инво­люции», «отмирания».

Так, в работе «Педология подростка» Выготский пишет: «С поднятием на новую ступень отмирает старое, и этот особенно отчетливый, длительный, часто мучительный процесс отмирания детских интересов в переходном возрасте заполняет, как мы уви­дим дальше, целую главу в истории развития интересов подрост­ка» [3, с. 21]. И далее: «По-видимому, негативная установка ха­рактеризует всякую смену, всякий переход ребенка от одной ста­дии к другой, являясь необходимым мостом, по которому ребенок поднимается на новую ступень развития» [там же, с. 27].

Понятие социальной ситуации развития, ключевое для опреде­ления возраста, дает возможность задать два типа возрастов -стабильные и критические. В стабильный период развитие проис­ходит внутри социальной ситуации развития, характерной для Данного возраста. Критический возраст — момент смены старой социальной ситуации развития и образования новой.

Если признать, что кризис есть единство процессов созидания и деструкции, то можно вести разговор о кризисе как о нормеразвития. По Выготскому, в кризисе старая социальная ситуация «отмирает», «разрушается». Кризис, как правило, сопровождается трудновоспитуемостью, различными, подчас уродливыми, фор­мами поведения. Но подобная поведенческая картинка — не со­держание развития, а его внешний симптомокомплекс. Вопрос о трудновоспитуемости как симптоме кризиса уходит на второй план. Суть перехода состоит не во внешних проявлениях — ярко­сти, непредсказуемости или трудновоспитуемости, а в единстве созидания и разрушения, непрерывности и прерывности.

Почему для Выготского проблема критических возрастов ока­зывается столь важной? Ведь существует множество периодизаций (мы говорили об этом в первой главе данной книги), в которых проблема переходов вообще не ставится.

Дело в том, что в культурно-исторической теории принципи­альным был вопрос о происхождении сознания. Это вечный для психологии вопрос о соотношении биологического и социального в человеке. По Выготскому, источником развития является среда (социальная среда, социальная ситуация развития, идеальные формы), поэтому критической период — момент, акт развития, в котором средовое воздействие кристаллизуется в виде новообра­зования, становится особым предметом исследования. Новообра­зования, характеризующие структурную перестройку личности, сознания, «являются не предпосылкой, но результатом или про­дуктом возрастного развития. Изменение в сознании ребенка воз­никает на основе определенной, свойственной данному возрасту, формы его социального бытия» [3, с. 259]. В кризисе совершается диалектический возврат: теперь уже сформированный тип лично­сти, сознания (новообразование) сам меняет социальную ситуа­цию развития от изменившейся структуры сознания ребенка к пе­рестройке его бытия.

Последствия возникновения новой структуры сознания огром­ны. Новая структура сознания означает и новый характер воспри­ятия внешней действительности и деятельности в ней, новый ха­рактер восприятия внутренней жизни самого ребенка и внутрен­ней активности его психических функций.

Таким образом, в культурно-исторической теории воссоздан путь развития сознания: от внешней среды к формированию но­вообразования, и обратно: от новой структуры сознания к новому восприятию действительности. При таком взгляде на процесс раз­вития удается избежать известного механицизма и одномерности. Среда провоцирует формирование психологических новообразо­ваний, а те, в свою очередь, меняют восприятие среды и фактиче­ски саму среду.

Выготский пишет об этом так: «В результате возрастного раз­вития возникающие к концу данного возраста новообразования приводят к перестройке всей структуры сознания ребенка и тем самым изменяют всю систему его отношений к внешней действи­тельности и к самому себе. Ребенок к концу данного возраста ста­новится совершенно иным существом, чем тот, которым он был в начале возраста. . необходимо должна измениться и социальная ситуация развития, сложившаяся в основных чертах к началу ка­кого-то возраста. Ибо социальная ситуация развития не является ничем другим, кроме системы отношений между ребенком данно­го возраста и социальной действительностью. И если ребенок из­менился коренным образом, неизбежно должны перестроиться и эти отношения» [там же, с. 269].

Возрастные кризисы – это переходные стадии в развитии, которые характеризуются изменениями в психике, это явление закономерно. Для одних людей они проходят практически без последствий, для других – более болезненно.

Кризисы возраста у человека

Выделяют следующие кризисы в жизни человека по годам:

  • Первого года;
  • Трех лет;
  • 6-7 лет;
  • 13-15 лет;
  • 18 лет;
  • 30 лет;
  • 40-45 лет;
  • после 55 лет (предпенсионный).

Психолог Л. С. Выготский выделяет следующие этапы течения кризиса:

  • 1) Докризисный период.
  • 2) Собственно кризис.
  • 3) Посткризисный период.

Каждый возрастной кризис детства – это признак психологической зрелости ребенка, его переход на более высокий, качественно новый уровень развития. Временные границы относительно произвольны, но эксперты утверждают, что психика ребенка особенно уязвима в возрасте одного года, трех, шести-семи и одиннадцати лет. Эти периоды можно считать поворотными в развитии. Они могут проявляться в нестабильности психики, непоследовательности. Родители должны понимать, что такое кризис, и вести себя терпеливо по отношению к ребенку.

Читайте также:  Время нанести удар

Последовательность появления:

  • Кризис первого года жизни. Главное, чему малыш научился к концу этого периода, – это ходьба. Теперь он воспринимает мир совершенно по-другому и чувствует свои возросшие возможности. Ребенок хочет узнать как можно больше нового, все вызывает у него искренний интерес, поэтому он лезет во все ящики и потайные уголки квартиры. Это стремление к независимости часто проявляется в полном отказе от помощи взрослых.
  • Третий год жизни. Этот возраст следует воспринимать как новый поворот в развитии маленькой личности. Как правило, трудности проявляются гораздо ярче, чем кризис в первый год жизни. Ребенок уже имеет базовые навыки и справляется со многими заданиями самостоятельно. Он понимает, что не так сильно зависит от взрослого, поэтому настойчиво отстаивает свои права.

Капризы, истерики ребенка в период возрастного кризиса

  • Кризис 6-7 лет. В этом возрасте дошкольники могут полностью игнорировать слова родителей, реагируют только на более жесткие требования. Чтобы установить хорошие отношения, взрослые должны признать: их ребенок уверен, что стал большим. В периодизации психолога Д. Б. Эльконина этот кризис рассматривается как разделение на два периода: дошкольное детство и младший школьный возраст. Л. С. Выготский обнаружил две основные характеристики этого кризиса: гримасничанье и важничанье. По его мнению, потеря детской наивности и непосредственности особенно характерна для детей в возрасте семи лет.
  • Далее идет так называемый «предпереходный кризис». Психологи говорят, что в этом возрасте (10-11 лет) могут проявляться первые признаки переходного периода. Подросток меняется не только внутренне, но и внешне, иногда его пугает происходящее. Он начинает думать и чувствовать по-другому.
  • Серьезный возрастной кризис – это пубертатный период (13-15 лет). Это связано не только с гормональными изменениями в организме, но и с постоянными попытками найти свое место в обществе. Часто подростки становятся неуправляемыми, у них нервные срывы, именно в этом возрасте может развиться наркотическая или алкогольная зависимость.

Взрослые часто не понимают подростков

  • Следующий возрастной кризис приходит на 18-ти летие. В этом возрасте молодые люди уже начинают строить серьезные планы на дальнейшую жизнь. Конечно, в своих мечтах они знамениты, у них есть виллы и дорогие автомобили. Эти мечты часто далеки от серой реальности и повседневной жизни. Некоторые решают перепрыгнуть через несколько уровней и жениться в этом возрасте, чтобы казаться себе и другим более взрослыми, настоящими главами семьи.
  • Далее идет так называемый «к​​​​​​ризис среднего возраста» (30 лет) – метания и переживания, бессмысленность и однообразие жизни, переломный этап. Проявления разнообразны: депрессия, пьянство, компьютерные игры по ночам, измена, скука, немотивированные конфликты. Кризис среднего возраста чаще встречается у мужчин, женщины только перенимают.

Кризис среднего возраста

  • Потом подкрадывается самый затяжной и самый разочаровывающий кризисный этап. Он приходит к 40-45 годам, когда человек начинает не просто понимать, но и физически чувствовать, что он смертен. Появляются морщины, лысины, периодически дает сбои здоровье, деньги больше не приносят прежнего удовлетворения, хочется найти работу для души. Всё это чревато психическими расстройствами. Тут на помощь приходят все те же незаменимые товарищи: пьянство, разврат, измена, волна разводов.
  • Предпенсионный кризис. Человек спрашивает себя о своем предназначении, анализирует жизнь, свое значение в ней. Расстроен тем, куда идет общество. Имеет опыт, хочет изменить мир к лучшему. Возникает желание учить других или стать целителем, зацикливаться на новых решениях проблем.

Причины появления

Причина кризисов кроется в возникновении противоречий новых потребностей, которые уже не удовлетворяются, и нынешних или прошлых условий. Каждый период возрастного развития имеет побудительный толчок для будущего изменения и развития – это база для формирования индивидуума.

Обратите внимание! В каждый период кризиса возрастают разногласия между ограниченными возможностями, новыми потребностями и социальным опытом (реакцией близких). На сегодня этот диссонанс, по мнению психологов, рассматривается как движущая сила развития психики.

Как понять, что наступил кризис возраста

Кризис возраста наступает внезапно и также исчезает. Разрешение кризиса связано с установлением новых социальных отношений с окружающей средой, которые могут быть продуктивными и деструктивными.

Изменения в поведении ребенка – признак начала кризиса

Признаки кризиса:

  • меняется поведение;
  • возникает желание бросить хорошую работу;
  • необъяснимые приступы депрессии при выполнении задач, которые раньше делали человека счастливым;
  • смена привычек – занятия, которые раньше приносили удовольствие, теперь скучны.
  • раздражительность или неожиданный гнев;
  • человек покидает (умственно или физически) семью или чувствует себя в ловушке текущих семейных отношений;
  • смотрит в зеркало и больше не узнает себя;
  • стремление к физически свободному течению, движению (бег, езда на велосипеде, танцы, быстрые красные спортивные автомобили, прыжки с парашютом и др.);
  • изучение нового;
  • изменение режима сна (как правило, меньше);
  • появляются мысли о смерти, о ее природе;
  • внешние изменения.

Возможно ли преодоление

Большинство психологов считает, что кризис является важнейшей предпосылкой личностных изменений, природа которых может быть либо позитивной: конструктивной, творческой, интегративной, либо негативной: деструктивной, разрушительной.

Важно! Психология говорит, что преодолеть кризис можно самостоятельно, но лучше, если помогут близкие. Помочь ребенку могут родители. Для этого необходимо проникнуть во внутренний мир подростка, выяснить, чем он интересуется, принять его музыкальные предпочтения, стиль одежды, мировоззрение. Взрослому человеку, столкнувшемуся с кризисом, помогут семья, друзья.

Основные возрастные кризисы в таблице

В таблице даются краткие советы для близких и самого человека, кто переживает кризисный этап.

Основные возрастные кризисы в жизни

Кризис Признаки периода Что делать
1 года Увеличение возможностей ребенка и появление с каждым днем большого количества новых потребностей. Родители замечают, что ребенок делает все больше действий сам, проявляет импульсивные реакции (плачет, кричит, топает ногами, дерется, кусается). Это является реакцией на непонимание его желаний со стороны взрослых. Родителям нужно дать ребенку реализовать самостоятельность.
3 лет Ребенок проявляет негативные реакции, становится упрямым, строптивым, стремится к властности, проявляет протест, изменчивость поведения. Не нужно корректировать поведение. Необходимо для ребенка создать условия, где бы он проявил свою самостоятельность, организовать его деятельность.
7 лет Дети в этом возрасте уже не выглядят непосредственными, больше кривляются, манерничают, поведение искусственно натянуто, замкнуты, неуправляемы. Родителям нужно пересмотреть запреты, может лучше дать ему в чем-то свободу, проявить свою самостоятельность.
Отношение к детям должно быть как взрослому, его мнение и суждения также нужно учитывать.
Общаться с детьми нужно на положительной ноте, меньше заставлять делать что-то из-под палки.
Предподростковый (11 лет) Дети чувствуют себя неполноценными, малознающими, что взаимосвязано с успеваемостью в школе. Родители должны поддерживать ребенка психологически, помочь ему с определением вида деятельности, что в дальнейшем станет основой его будущего. Нужно помнить, что ребенок –отдельная личность, соответственно, к нему относиться уважительно.
Пубертатный Все чаще возникают конфликтные ситуации со взрослыми, стрессы, поэтому родители могут потерять авторитет. Чрезмерная взрослость, имеют свои ценности. Родителям необходимо создать в доме доверительную атмосферу, узнавать его потребности, интересы, желания, поддерживать начинания.
18 лет В этом возрасте человек уходит в себя, избегает отношения с другими, социально замыкается, поэтому чувствует себя одиноким. Заняться чем-то новым, увлекательным, близким нужно поддерживать и меньше контролировать, помочь сделать правильный выбор профессии.
30 лет Происходит оценка прошлого, трезво смотрит в будущее. Хочет покоя и стабильности. Заняться физическими нагрузками, самообразованием и самоорганизацией, нужно возобновить хобби или найти новое, реализовать то, что было задумано ранее, уделить время семьи.
40-45 лет Человек имеет чувство самоуважения, критически переосмысливает собственные цели, избавляется от иллюзии и некоторых нереализованных мечтаний, которые были в молодости, поэтому тяжело это переживает. Отправиться с семьей в путешествие или просто сменить обстановку, заняться спортом для поддержки тела в тонусе, постараться избавиться от вредных привычек, научиться ценить свою семью, переоценить ценности, уметь радоваться жизни, не стоит отделять себя от семьи.
Предпенсионный Особенности – упадок сил, пассивность, склонность к воспоминаниям, умиротворение, имеют мудрость. Статус социальной роли уменьшается, прежний жизненный ритм останавливается, поэтому часто возникает ухудшение здоровья (физиологического и психологического). Заняться общественной или любимой деятельностью, которая приносит радость, осознать, что этот период неизбежен, можно делиться опытом с бывшими коллегами, осуществить давнюю (возможно, экстремальную) мечту, с детьми должно быть доброжелательное отношение.
Читайте также:  Фотографии валуева в детстве

Кризис возраста – это этап взросления, который можно пережить самостоятельно. Близкие могут поддержать, оказать помощь, чтобы данный момент в жизни человека прошел менее болезненно, легко и без последствий. Важно следить за поведением близкого человека, интересоваться его чувствами и переживаниями. Любые изменения в поведении и смена интересов могут свидетельствовать о том, что наступил возрастной кризис. Можно обраться за консультацией к психологу, его помощь может состоять из перечня рекомендаций, как самому человеку в период кризиса, так и его родным.

Человеку, который переживает кризис, необходимо понять, что этот процесс в жизни закономерен, не стоит его бояться и поддаваться панике. Психологи также рекомендуют выбрать ту деятельность, которая приносит радость, постоянно развиваться, а не зацикливаться на одном.

Видео

Эрик Эриксон — последователь 3.Фрейда, расширивший психоаналитическую теорию. Он смог выйти за ее рамки благодаря тому, что начал рассматривать развитие ребенка в более широкой системе социальных отношений.

Одно из центральных понятий теории Эриксона — идентичность личности. Личность развивается благодаря включению в различные социальные общности (нацию, социальный класс, профессиональную группу и т.д.). Идентичность (социальная тождественность) определяет систему ценностей личности, идеалы, жизненные планы, потребности, социальные роли с соответствующими формами поведения.

Идентичность формируется в юношеском возрасте, это характеристика достаточно зрелой личности. До этого времени ребенок должен пройти через ряд идентификаций — отождествления себя с родителями; мальчиками или девочками (половая идентификация) и т.д. Этот процесс определяется воспитанием ребенка, поскольку с самого его рождения родители, а затем и более широкое социальное окружение приобщают его к своей социальной общности, группе, передают ребенку свойственное ей мировосприятие.

Еще одно важное положение теории Эриксона — кризисность развития. Кризисы присущи всем возрастным стадиям, это «поворотные пункты», моменты выбора между прогрессом и регрессом. В каждом возрасте личностные новообразования, приобретаемые ребенком, могут быть позитивными, связанным с прогрессивным развитием личности, и негативными, вызывающими отрицательные сдвиги в развитии, его регресс.

По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает 8 психосоциальных кризисов.

Первый кризис человек переживает на первом году жизни (младенчество). Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. И у ребенка возникает доверие или недоверие к миру. Если ребенок с доверием относится к миру, то без особой тревоги и гнева переносит исчезновение из его поля зрения матери: он уверен, что она вернется, что все его потребности будут удовлетворены.

Второй кризис возникает в раннем возрасте, когда ребенок начинает ходить и отстаивать свою независимость. Этот кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему, ребенок получает опыт автономии. В противном случае происходит развитие у ребенка стыда или сомнений.

Если взрослые предъявляют слишком суровые требования, часто порицают и наказывают ребенка, у него возникают постоянная настороженность, скованность, необщительность. Если стремление ребенка к независимости не

Подавляется родителями, то ребенок в дальнейшем легко сотрудничает с другими людьми.

Третий кризис соответствует второму детству (дошкольный возраст). В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит, и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы. Если взрослые слишком часто наказывают даже за незначительные проступки, то ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины. Тогда инициатива тормозится, и развивается пассивность.

Четвертый кризис происходит в младшем школьном возрасте. Ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.

Пятый кризис переживают подростки в поисках идентификации (усвоения образцов поведения, значимых для них людей). Объединяются все предыдущие идентификации ребенка, и к ним добавляются новые, т.к. повзрослевший ребенок включается в новые социальные группы и приобретает другие представления о себе.

Неспособность подростка к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к путанице ролей. Также в этом случае подросток переживает тревогу, чувство изоляции и опустошенности.

Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.

Седьмой кризис переживается человеком в 40-летнем возрасте. Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. И если эволюция супружеской жизни идет иным путем, то она может застыть в состоянии псевдоблизости.

Восьмой кризис переживается во время старения. Завершение жизненного пути, достижение человеком цельности жизни. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.

Поделиться "Жизненные кризисы по Э. Эриксону"

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector