Технико тактические действия

Технико тактические действия

Футбольная статистика с каждым годом становится все более доступной для рядового любителя спорта номер один. Существуют даже специальные сайты, посвященные футбольному анализу. В этих самых анализах очень часто встречается понятие «тактико-технического действия», которое остается непонятным для большинства болельщиков.

Тактико-техническое действие (ТТД) – это суммарный показатель того, что футболисты выполняют на футбольном поле (единоборства, передачи, перехваты, подборы, удары по воротам и т.д.). Большинство ТТД приходится на единоборства и передачи. Статистика указывает на то, что передачи и единоборства составляют порядка 80% от общего числа тактико-технических действий.

Некоторые специалисты выводят модельные показатели ТТД на основании данных статистики сильнейших команд мира. Например, так поступал Константин Бесков в Спартаке. Сначала проводились анализы показателей сильнейших футболистов мира, а затем в сравнении с ними составлялись нормативы для футболистов каждого амплуа.

Своя методика подсчета ТТД была у Валерия Лобановского, который вместе с аналитической группой киевского «Динамо» соотносил показатели ТТД с определенными моделями игры. Так, например, модельные показатели для матча, когда команда собиралась активно прессинговать соперника на чужой половине поля, отличались от нормативов для матча, в котором команда планировала играть на контратаках.

При этом стоит отметить, что ТТД можно подсчитывать бесконечно, но едва ли эти показатели могут оказывать хоть какое-то влияние на исход матча. Часто случается так, что команда, которая выполнила за матч меньшее количество тактико-технических действий и имеет больший процент брака, выигрывает матч. Получается, что определенное количество ТТД не может быть гарантией достижения успеха в отдельно взятом футбольном матче, и результат в футболе определяется другими параметрами.

Турнир:
Чемпионат Беларуси. Высшая лига

05.05.2017

В мини-футболе объем технических действий у футболистов весьма ограничен, причем основная масса технических действий (более 80%) выполняется в виде простейших технических действий — остановка, ведение и передача мяча. С ростом квалификации футболистов или команды в целом объем выполнения сложных технических действий существенно увеличивается за счет использования передач верхом, игры головой, использования финтов, перехватов мяча, передач на «столба» или ударов мимо ворот, но с учетом возможности перевода мяча подставкой в ворота. Юные футболисты в сумме выполняют в соревновательных играх до 400-600 разнообразных технико-тактических действий за игру. Футболисты высокой спортивной квалификации за игру выполняют в среднем до 827 технико-тактических действий.
Соревновательная деятельность футболистов складывается из выполнения игроками технико-тактических единоборств и перемещений по полю. По данным Е. Федотова (2004) суммарный объем выполняемых за матч технико-тактических действий:
Таблица ТТД по данным Е. Федотова (2004)
Передачи Ведение Обводка Отбор Перехват Единоборства Удары Потери Всего
354 87 44 85 152 67 18 16 823
По мнению М.М. Шестакова (1999) структура соревновательной деятельности в футболе может быть представлена в виде таблицы.
Таблица Структура соревновательной деятельности в футболе.
Показатели ТТД Количество %
Короткие и средние передачи 224 27
Передачи мяча «на ход» 57 7
Длинные передачи мяча 28 3
Прострельные и навесные передачи в штрафную 31 4
Ведение 87 11
Обводка соперника 44 5
Отбор мяча 85 10
Перехват мяча 152 18
Единоборство за мяч внизу 24 3
Единоборство за мяч вверху 42 5
Передачи мяча головой 13 2
Удары по воротам 18 2
Потери 15 2
Всего за матч 826 100
В результате исследования автор пришел к выводам:
1. Основным средством ведения игры в футболе являются передачи
2. В игре футболисты опираются на наиболее эффективно выполняемые ими действия
М.М. Шестаков (1983), обобщив исследования, выполненные в футболе, в качестве возможных критериев оценки соревновательной деятельности называет возможность сопоставления реальных показателей:
1. с показателями других игроков или команд
2. с показателями предшествующих измерений
3. с лучшими показателями предыдущих измерений
4. с показателями лучших игроков или команд
5. с величинами программируемых показателей, обуславливающих достижение высокого спортивного результата
6. с показателями оценочной шкалы
В некоторых работах (В.И. Козловский, В.С. Левин, Г.В. Шинкарев, 1978) предлагается в качестве критерия использовать количество проникающих атак, количество логически завершенных атак и т.д.
Предлагались также для оценки число «динамичных» атак, состоящих из трех и более последовательно выигранных единоборств (А.А. Полозов, 1995). В качестве одной из возможных альтернатив можно привести пример из хоккея (В.П. Савин, 1990) четырехразрядной шкалы оценок.
Таблица Оценки в хоккее. (В.П. Савин, 1990)
Игровые приемы Обводка Передачи Прием
Разновидности Длинная Короткая Силовая Простая Сложная Острая Простой Сложный
Выполнил и создал острый момент +3 +4 +5 +3 +4 +5 +2 +4
Вып и не создал острого момента +3 +2 +3 +1 +2 +3 +1 +2
Не вып без создания тяжелых последствий -2 -1 -1 -3 -2 -1 -2 -1
Не вып и создал тяжелые последствия -5 -4 -3 -5 -4 -3 -5 -3
Оценка индивидуальных технико-тактических действий по методике Ю.А. Морозова ориентирована на процент брака в передачах, обводке, перехвате, отборе, при игре головой, ударам по воротам. Технических командных действий совершается за матч от 500 до 1000. Из них: передач 494±10 (коротких 318±48, средних 147±18, длинных 19±5), ведений мяча 138±21; обводок 51±8; ударов по воротам 19±8; отборов мяча 117±14. В среднем футболист выполняет 78 технических действий: 16 коротких передач, 13 средних, 9 длинных, 15 ведений, 12 отборов, 5 перехватов, 5 обводок, 3 игры головой (Арестов, Годик, 1980; Кириллов, 1985). Такое суммарное количество пробегаемых отрезков и технических приемов нельзя признать приемлемым для их совершенствования в ходе соревновательной деятельности.
Таблица Показатели соревновательной деятельности футбольной команды (В.В. Костюков, М.М. Шестаков, 1991)
Показатели Число Брак, % Соотн., %
Короткие и средние передачи 224,6 12,7 27,5
Передачи мяча «на ход» 57,4 22,1 7,1
Длинные передачи мяча 27,7 47,6 3,6
Прострельные и навесные передачи 31,2 55 3,9
Ведение мяча 86,9 6,6 10,8
Обводка соперника 43,6 34,9 5,5
Отбор мяча 85 60,2 10,3
Перехват мяча 152 23,1 18,7
Единоборство ха мяч внизу 24,2 60,2 2,9
Единоборство за мяч вверху 42,4 52,4 5,4
Передачи мяча головой 13 27,2 1,8
Удары по воротам 17,9 65,1 2,4
Всего 805,9

Читайте также:  Как увеличить тестостерон в крови

Компоненты игры — ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНОБОРСТВА
Это преимущественно различные виды единоборств: передача за спину, обыгрывание, контроль мяча в ситуации когда его пытаются выбить, верховые единоборства, перехват передачи и т.д. Помимо этих общеизвестных компонентов есть менее активно используемые – блокирование удара, восстановление позиции после проигранного единоборства, заслон. Специфичным для футбола является выигрыш единоборства за счет искусственного офсайда. Технико-тактические действия учитываются только в качестве потерь мяча и заносятся в качестве самостоятельного компонента. Реализация голевых моментов представлена в 4 разными видами: головой, слева, справа и нестандартная (из безопорного положения, когда мяч при передаче под удар летит очень сильно и т.п.)

Handbook of Ratings. Approaches to Ratings in the Economy, Sports, and Society / A. Karminsky. A. Polozov/ International Publishing house “Springer”, 2016., 360c.
Рейтинг в спорте: вчера, сегодня, завтра / А.А.Полозов. – М.:Советский спорт, 2007 – 316с.

Всем любителям поиграть в футбол посвящается.

Подрядился я недавно считать ТТД (тактико-технические данные) своих друзей, которые каждый уикенд собираются на одной из спортивных площадок Москвы и рубятся команда на команду. А что? У нас весь матч снимают с трёх камер! Те же полтора часа. Почему бы и нет? Каждому интересно, кто на что наиграл. В общем, решил я побывать в шкуре Александра Бубнова (это к тому же ещё и одна из моих кличек в узком кругу) и прочувствовать каково это.

Начал я с поиска методики подсчёта и нашёл более-менее внятное объяснение в следующем видео:

Но я не знал, какие графы в подсчётах использует сам Бубнов. А у него их много, поэтому долго кумекал по этому поводу сам. Ну, то что пасы бывают простыми и сложными, а также на обострение или поперёк и назад, это понятно. Это можно разделить. Отборы мяча тоже понятно. С перехватами вроде разобрался по видео — оказывается, в одном действии может быть несколько ТТД, посмотрите. Также я учёл: подбор ничейных мячей, блокировку ударов по воротам, ведение мяча и обводку. Подачи верхом и навесы вывел в отдельный столбец, подачи с углового ещё в отдельный, удары в створ и заработанные угловые, игра головой. Всё это надо было оценить плюсом или минусом. И ещё не забыть учесть серьёзные косяки (грубые ошибки, приведшие к голу или незабитый гол в пустые ворота, например), а также голевые передачи и собственно голы. Чтобы потом по полбалла, а то и по баллу, начислять или снимать с игрока. Ну, и конечно же, итоговые оценки, куда без них?

Читайте также:  Сегментарно рефлекторные зоны

Но на абсолютную верность своих подсчётов, конечно же, не претендую. Тем более считал я по-разному даже таймы в одной игре. Мне непонятно было, считать ли приём мяча в простейших ситуациях за ТТД, когда мяч, допустим, катится медленно и остановить его вообще никакого труда не составляет, да ещё и когда никто не атакует. Вроде бы и ТТД, только бесполезное. То же самое и с передачами на метр-два.

Попробовал сначала всё считать, каждую мелочь. Понял, что ерунда получается, а времени на подсчёт становится в разы больше. При подсчёте действительно полезных действий и картина стала яснее, и времени на подсчёт стало меньше уходить. В итоге вывел свою систему подсчёта, стараясь максимально приблизиться к бубновской.

Пока я всё это высчитывал, понял одну вещь. Никаким системам автоматизированного подсчёта действительно доверять нельзя. Как бы они там не назывались, и какая репутация бы у них ни была. Очень многое зависит от мнения оператора подсчёта. Это как был пенальти или нет — на усмотрение судьи.

В футболе встречается очень много неоднозначных моментов, которые должен трактовать именно человек. Машина с этим не справится. Компьютер может посчитать общий пробег футболиста за матч, скорость бега, точность передач, но, например, обработку мяча игроком не посчитает. Тут очень много вводных, с чем мучился и я: сложный тебе мяч летит или нет, сколько соперников вокруг, на каком они расстоянии, куда они повёрнуты лицом. Потом кто выиграл единоборство, когда за один мяч борются три человека? Плюс это или минус? Мог или не мог игрок отдать передачу? Видел или не видел партнёра? Что-нибудь да забудется в алгоритме для автоматизированного подсчёта или не учтётся. А это может оказаться важным, от этого зависит общий процент брака.

Читайте также:  Что содержится в морепродуктах

Помните историю, когда Константин Иванович Бесков тренировал московский «Спартак», в Тарасовку приезжали специалисты из ракетной отрасли для создания системы подсчёта? Бесков дал им задание, чтобы они создали такую программу, которая после первого тайма в перерыве выдавала бы все показатели игроков. Энтузиазма у программистов сначала было много, но потом они поняли всю бесперспективность задачи. Это ведь не чистая математика или физика. Да и гляньте, как всё происходит сейчас. Все замены в футболе производятся не по рекомендациям компьютера, а за счёт решения главного тренера после совета со своими многочисленными помощниками. А на дворе уже 21 век.

Я думаю, некие процессы по автоматизации подсчёта именно во время матча можно применить, но без человеческого вмешательства точно не обойтись. Нужны обученные люди, каждый из которых нажимал бы на свою кнопку. Один отвечает за передачи, другой за единоборства, третий за удары по воротам и так далее. Вся информация поступает в некий системный блок. Но, думаю, много людей задействовать придётся, а погрешностей всё равно не избежать. Я сам прокручивал неоднократно некоторые моменты в замедленном повторе, чтобы до конца понять эпизод. А во время матча реагировать на ТТД оператору нужно сразу. Потом ещё экономический фактор учитывать надо, насколько всё это рентабельно для профессиональной команды. Так что, пока самый оптимальный подсчёт получается по видеозаписи в замедленном темпе одним специалистом.

Я очень уважаю людей, которые занимаются подсчётами вручную. Для того, чтобы получить наиболее объективный результат, уходит уйма времени. Мне хватило расшифровки пары игр, чтобы желание заниматься этим дальше пропало. Пока. А критику таких вещей считаю просто неуместной, особенно когда взамен предложить нечего. Плохо, когда на всю страну такой аналитикой занимается лишь один Бубнов. Нужны ещё человек 5-6 профессионалов, которые тоже бы занимались таким подсчётом. И лучше, наверное, по немножко изменённой системе, чтобы потом при сравнении подсчётов получилась наиболее объективная картина.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector