Танцовщики русского балета

Танцовщики русского балета

Балет в России достиг истинного расцвета [1] , став одной из визитных карточек страны и русского искусства [2] .

Содержание

История [ править | править код ]

Первое балетное представление в России, по мнению И. Е. Забелина, состоялось на масленицу 17 февраля 1672 года при дворе царя Алексея Михайловича в Преображенском [3] . Рейтенфельс относит это представление к 8 февраля 1675 года. [4] Постановкой балета об Орфее композитора Г. Щютца [5] руководил Николай Лима [6] Перед началом спектакля на сцену вышел актёр, изображавший Орфея, и пропел немецкие куплеты, переведенные царю переводчиком, в которых превозносились прекрасные свойства души Алексея Михайловича. В это время по обе стороны Орфея стояли две украшенные транспарантами и освещенные разноцветными огнями пирамиды [7] , которые после песни Орфея начали танцевать.

XVIII век [ править | править код ]

При Петре I в России появляются танцы в современном значении этого слова: были введены менуэты, контрдансы и т. п. [3] Им был издан указ, согласно которому танцы стали основной частью придворного этикета, а дворянская молодёжь была обязана обучаться танцам [8] .

В 1731 году в Петербурге был открыт Сухопутный шляхетный корпус, которому суждено было стать колыбелью русского балета [9] . Так как выпускники корпуса в будущем должны были занимать высокие государственные должности и нуждались в знаниях светского обхождения, то изучению изящных искусств, в том числе и бального танца, в корпусе отводилось значительное место. Танцентмейсером в корпус в 1734 году был зачислен Жан Батист Ланде, который считается основоположником русского балетного искусства [10] . Композитором в Петербург в 1735 году был приглашен Франческо Арайя, балетмейстером с 1736 года — Антонио Ринальди (Фоссано) [11] . Наиболее способным танцором был Николай Чоглоков [12] , впоследствии камергер [3] .

Н. В. Дризен отмечал, что когда в июне 1744 года по случаю обручения наследника престола Петра Фёдоровича давался спектакль в составе которого был балет, хроникёр посчитал нужным дать пояснение: «во французской земле балетом такое представление называют, в коем комедианты чувствования свои различными телодвижениями изображают» [13] .

4 мая 1738 года французский танцмейстер Жан Батист Ланде открыл первую в России школу балетного танца — «Танцо́вальная Ея Императорского Величества школу» (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой) [14] . В специально оборудованных комнатах Зимнего дворца Ланде начал обучение 12 русских мальчиков и девочек. Учеников набирали из детей простого происхождения. Обучение в школе было бесплатным, воспитанники находились на полном содержании [15] . Известны имена лучших учеников первого набора школы: Аксиньи Сергеевой, Авдотьи Тимофеевой, Елизаветы Зориной, Афанасия Топоркова, Андрея Нестерова [8] .

Дальнейшее развитие балет в России получил в царствование Елизаветы Петровны. Среди кадетов Сухопутного корпуса в танцах преуспели Никита Бекетов, Пётр Мелиссино, Пётр Свистунов и Тимофей Остервальд. Причём Бекетов, который впоследствии стал фаворитом Елизаветы, пользовался особенной благосклонностью императрицы, которая сама одевала юношу, превосходно исполнявшего женские роли [3] . В 1742 году из учеников школы Ланде была создана первая балетная труппа, а в 1743 году её участникам начали выплачивать гонорары [15] . Годовой бюджет труппы, не считая оркестра, составлял 33 810 рублей. 1 августа 1759 года в день тезоименитства императрицы и по случаю победы над прусскими войсками при Франкфурте был торжественно поставлен балет-драма «Прибежище добродетели», имевший огромный успех [3] .

В правление Екатерины II балет в России приобрел ещё большую популярность и получил дальнейшее развитие. По случаю её коронации в московском дворце был дан роскошный балет «Радостное возвращение к аркадским пастухам и пастушкам богини весны», в котором участвовали знатнейшие вельможи. Известно, что в придворном театре в балетных постановках нередко танцевал наследник престола Павел Петрович. С эпохи Екатерины II в России появилась традиция крепостных балетов, когда помещики заводили у себя труппы, составленные из крепостных крестьян. Из таких балетов наибольшей славой пользовался балет помещика Нащокина [3] [ уточните ссылку ] .

В то время в балете, как и во всем русском искусстве, господствовало пасторально-сантиментальное направление, о чём свидетельствуют уже только названия балетных постановок тех лет. В конце XVIII века балет был тесно связан с оперными постановками, однако он не входил в действие, а показывался в антрактах. В 1766 году выписанный из Вены балетмейстер и композитор Гаспаро Анджолини добавляет к балетным постановкам русский колорит — вводит в музыкальное сопровождение балетных постановок русские мелодии [3] , чем удивил всех и приобрел всеобщую себе похвалу [16] Известно, что содержание балетной труппы в 1787 году обходилось в 40 170 рублей в год. Из известных артистов того времени наиболее знамениты Иван Вальберх, Василий Балашов, Зорина и Софья Вальбрехова [3] .

В начале царствования Павла I балет ещё в моде. Труппа обходилась в 24 110 рублей в год. Отмечается, что на балетных постановках особое место занимали декорации Пьетро Гонзаго. С 1794 года начались постановки первого русского по национальности балетмейстера Ивана Вальберха. Интересно, что при Павле I были изданы были особые правила для балета — было приказано, чтобы на сцене во время представления не было ни одного мужчины, роли мужчин танцевали Евгения Колосова и Настасья Берилова. Так продолжалось до приезда в Санкт-Петербург Огюста Пуаро [3] .

Читайте также:  Марафон с нуля программа

XIX век [ править | править код ]

В царствование Александра I русский балет продолжил своё развитие, достигнув новых высот. Своим успехам в это время русский балет, прежде всего, обязан приглашенному французскому балетмейстеру Карлу Дидло, прибывшему в Россию в 1801 году. Под его руководством в русском балете начали блистать такие танцовщики и танцовщицы как Мария Данилова, Евдокия Истомина, Анастасия Лихутина, Пётр Дидье, Николай Гольц, Екатерина Телешова и Вера Зубова. В это время балет в России достиг до этого не бывалой популярности, Державин, Пушкин и Грибоедов воспевали балеты Дидло и его учениц — Истомину и Телешову [3] .

Эти артисты не только блистали на лучших сценах мира, но и воспитали не одно поколение танцоров и определили судьбу этого вида искусства.

Со времени своего появления балет претерпел немало изменений. Сегодня в его хореографии используются техники современного и джаз-танца, гимнастики, акробатики и даже восточных единоборств. Происходило это не само по себе, а силами танцоров, многие из которых после завершения сценической карьеры становились хореографами.

Авдотья Истомина

История балета в России начинается в 1730-е годы. Танцевали поначалу только женщины: Павел I строго-настрого запретил мужчинам участвовать в постановках. Одной из первых звезд российского балета можно назвать Авдотью Истомину. Вот как Пушкин описал ее в «Евгении Онегине»:

Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.

Авдотья Истомина. Источник: pinterest.com

Кстати, по одной из версий именно Истомина была первой балериной, которая стала танцевать на пуантах.

Матильда Кшесинская

Ни ростом, ни весом Матильда не вписывалась в балетные стандарты. Да и не танец сделал ей имя. Ее фото не сходили с первых полос светской хроники, ведь она была любовницей Николая II в те времена, когда он был еще наследником престола. О ней писали как о фантастической роковой красавице.

Матильда Кшесинская. Источник: pinterest.com

После прихода к власти большевиков Кшесинская уехала в Париж, где открыла балетную студию. В 1936 году на сцене лондонского театра «Ковент-Гарден» было организовано ее прощальное выступление. Хотя Кшесинской в то время было уже 63 года, она исполнила русский танец из «Лебединого озера».

Вацлав Нижинский

Несмотря на то, что записи выступлений Нижинского не сохранились, он считается одним из самых талантливых танцоров балета в истории. Очевидцы были поражены его прыжками, которые, казалось, бросают вызов гравитации.

В 1911-м Нижинского уволили из Мариинки за то, что он самовольно изменил свой костюм в «Жизели». Выйдя на сцену полуобнаженным, актер шокировал присутствовавших на постановке царских особ. Лишенный права танцевать на сценах императорских театров, Нижинский стал главным танцовщиком в труппе Дягилева.

Несмотря на блестящую карьеру, уже в 29 лет Нижинский был вынужден оставить сцену. Нервные срывы, бывшие следствием шизофрении, не позволяли артисту выступать. Его последний танец публика увидела в 1919 году. Последние годы жизни артист провел в психиатрических больницах и приютах.

Анна Павлова

Слава пришла к ней в 1907 году после миниатюры «Умирающий лебедь». Павлова должна была выступать на благотворительном концерте, но её партнер заболел. Буквально за ночь балетмейстер Михаил Фокин поставил новую миниатюру на музыку Сан-Санса.

Исполнив в 1913-м последнюю партию на сцене Мариинки, балерина собрала труппу и переехала в Лондон. Павлова впервые превратила академический танец в массовый вид искусства, близкий и понятный даже неподготовленной публике.

В каждый спектакль она вносила много своего. Привычные образы она трактовала и танцевала по-новому, порой совершенно меняя сценическую жизнь спектакля.

Галина Уланова

Уже в 19 лет ей доверили ведущую партию в «Лебедином озере». А вершиной её творчества считается сцена сумасшествия в «Жизели». Критики писали, что она удивительным образом соединяет совершенную танцевальную технику с приёмами драматической игры и актёрской пластики. Создавалось впечатление, что в танце Улановой движение не прерывается, не заканчивается, а как бы постепенно угасает, растворяется в воздухе.

Во время гастролей Большого театра в Лондоне в 1956-м выступление Улановой вызвало такой ажиотаж, какого не было, по воспоминаниям очевидцев, со времен Анны Павловой.

У здания Шведской академии танца в Стокгольме ей поставлен бронзовый памятник «как лучшей балерине современности». Исключительный талант Улановой был отмечен множеством премий, наград и званий. В последние годы жизни она работала балетмейстером-репетитором в Большом театре.

Алисия Алонсо

Эта женщина познакомила Кубу с балетом и сделала это искусство популярным на острове. Получив оразование в США, в конце 1940-х она вернулась на родину и открыла балетную школу. После революции 1959 года Алонсо получила поддержку властей. Ее труппа превратилась в Национальный балет Кубы.

Алисия Алонсо. Источник: pinterest.com

Алонсо много выступала в театрах и даже площадях, ездила на гастроли, её показывали по телевидению. Один из самых ярких ее образов — партия Кармен в одноименном балете. Танцовщина настолько ревностно относилась к этой роли, что даже запрещала ставить этот балет с другими исполнительницами.

Читайте также:  Не могу сесть на диету что делать

Алонсо объездила весь мир, получив множество наград. А в 1999 году ЮНЕСКО вручила ей медаль Пабло Пикассо за выдающийся вклад в искусство танца.

Марис Лиепа

Когда на сцену выходил Лиепа, то своим танцем он затмевал партнерш. Казалось бы, его партия предопределена тем, что делает балерина. Но Лиепа всегда проявлял особенную мужественность, не свойственную его коллегам по цеху. Он вел танец решительно, мощно. Лиепу и воспринимали на сцене как мужчину, а не как ассистента прима-балерины.

Майя Плисецкая

По всем параметрам она подходила на роль балерины: большой шаг, высокий, лёгкий прыжок, стремительные вращения, необыкновенно гибкие, выразительные руки и тончайшая музыкальность. В воздухе она буквально зависала, чем приводила в восторг публику.

В 1960-е годы, будучи первой танцовщицей Большого театра, Плисецкая требовала больше ролей. Специально для нее была поставлена «Кармен-сюита». А в 1970-х был написан балет «Анна Каренина», в котором Майя выступила в роли хореографа.

Великая балерина осыпана множеством наград не только в России, но и в Испании, Франции, Литве. В 1994 году она организовала международный конкурс, дав ему свое имя.

Рудольф Нуриев

Он стал солистом Мариинки … в 20 лет! Современники отмечали его артистизм, харизму и невероятный талант. В начале 1960-х Нуриев попросил политического убежища во Франции. И навсегда покинул Советский Союз.

Нуриев известен не только своими партиями в балете и работами в кино, но и тем, что был одним из первых, кто умер от СПИДа.

Нуриев и Марго Фонтейн. Источник: pinterest.com

Михаил Барышников

Отправившись однажды на гастроли, он не вернулся на родину, попросив убежища в США. В Америке Барышникову удалось не только исполнить множество самых разнообразных партий, но и сделать собственные постановки. Михаил Барышников прославился как танцовщик, наделенный не только безукоризненной техникой, но и огромной физической силой, позволявшей совершать невероятно высокие и длинные прыжки в воздухе, которые специалисты и любители балета называли фантастическими. Кроме того, ему свойственна редкая выразительность движений и чувство юмора, а скорость, с которой он перемещается по сцене, вызывает впечатление то вихря, то молнии.

Барышников. Источник: pinterest.com

В 1970−80-х Барышников был лицом балета. Затем он решил заняться кино и танцем модерн. Сегодня Михаил Барышников, пожалуй, самый влиятельный и известный танцор нашего времени.

Сергей Полунин

Алина Кожокару и Сергей Полунин исполняют па-де-де из "Спящей красавицы" в Александринском театре

Алина Кожокару и Сергей Полунин исполняют па-де-де из "Спящей красавицы" в Александринском театре

Выступление Сергея Полунина на церемонии Международной премии BraVo в Большом театре

Выступление Сергея Полунина на церемонии Международной премии BraVo в Большом театре

Сергей Полунин репетирует свое выступление на сцене Большого театра

Сергей Полунин репетирует свое выступление на сцене Большого театра

Сергей Полунин исполняет па-де-де из "Спящей красавицы" на гала-концерте в Александринском театре

Сергей Полунин исполняет па-де-де из "Спящей красавицы" на гала-концерте в Александринском театре

Сергей Полунин в роли Распутина в сцене из балета "Распутин" в Barvikha Luxury Village

Сергей Полунин в роли Распутина в сцене из балета "Распутин" в Barvikha Luxury Village

Сергей Полунин во время репетиции балета Sacre в постановке Юко Оиши

Сергей Полунин во время репетиции балета Sacre в постановке Юко Оиши

Сергей Полунин во время публичного интервью в рамках IV Московского культурного форума

Сергей Полунин во время публичного интервью в рамках IV Московского культурного форума

Алина Кожокару и Сергей Полунин исполняют па-де-де из "Спящей красавицы" в Александринском театре

Выступление Сергея Полунина на церемонии Международной премии BraVo в Большом театре

Сергей Полунин репетирует свое выступление на сцене Большого театра

Сергей Полунин исполняет па-де-де из "Спящей красавицы" на гала-концерте в Александринском театре

Сергей Полунин в роли Распутина в сцене из балета "Распутин" в Barvikha Luxury Village

Сергей Полунин во время репетиции балета Sacre в постановке Юко Оиши

Сергей Полунин во время публичного интервью в рамках IV Московского культурного форума

Светлана Захарова

Народная артистка России, прима-балерина Большого театра Светлана Захарова на репетиции партии Авроры в "Спящей красавице"

Народная артистка России, прима-балерина Большого театра Светлана Захарова на репетиции партии Авроры в "Спящей красавице"

Сцена из балета Петра Чайковского "Спящая красавица" в постановке Юрия Григоровича во время репетиции в Большом театре

Сцена из балета Петра Чайковского "Спящая красавица" в постановке Юрия Григоровича во время репетиции в Большом театре

Солисты Большого театра Светлана Захарова и Александр Меркурьев в сцене из балета Cor Perdut на концерте, посвященном Анне Павловой, в Лондоне

Солисты Большого театра Светлана Захарова и Александр Меркурьев в сцене из балета Cor Perdut на концерте, посвященном Анне Павловой, в Лондоне

Солистка Большого театра России Светлана Захарова и премьер Мариинского театра Денис Матвиенко во время репетиции балета "Дама с камелиями"

Солистка Большого театра России Светлана Захарова и премьер Мариинского театра Денис Матвиенко во время репетиции балета "Дама с камелиями"

Светлана Захарова в роли Медоры в балете Адольфа Адана "Корсар" в постановке Алексея Ратманского на сцене Большого театра

Читайте также:  Дюкан лайт диета отзывы

Светлана Захарова в роли Медоры в балете Адольфа Адана "Корсар" в постановке Алексея Ратманского на сцене Большого театра

Светлана Захарова выступает на гала-концерте артистов Национального балета Кубы, посвященном балерине Алисии Алонсо

Светлана Захарова выступает на гала-концерте артистов Национального балета Кубы, посвященном балерине Алисии Алонсо

Светлана Захарова и солист балета Большого театра Якопо Тисси исполняют фрагмент балета Клаудио Монтеверди Caravaggio на церемонии премии BraVo

Светлана Захарова и солист балета Большого театра Якопо Тисси исполняют фрагмент балета Клаудио Монтеверди Caravaggio на церемонии премии BraVo

Народная артистка России, прима-балерина Большого театра Светлана Захарова на репетиции партии Авроры в "Спящей красавице"

Сцена из балета Петра Чайковского "Спящая красавица" в постановке Юрия Григоровича во время репетиции в Большом театре

Солисты Большого театра Светлана Захарова и Александр Меркурьев в сцене из балета Cor Perdut на концерте, посвященном Анне Павловой, в Лондоне

Солистка Большого театра России Светлана Захарова и премьер Мариинского театра Денис Матвиенко во время репетиции балета "Дама с камелиями"

Светлана Захарова в роли Медоры в балете Адольфа Адана "Корсар" в постановке Алексея Ратманского на сцене Большого театра

Светлана Захарова выступает на гала-концерте артистов Национального балета Кубы, посвященном балерине Алисии Алонсо

Светлана Захарова и солист балета Большого театра Якопо Тисси исполняют фрагмент балета Клаудио Монтеверди Caravaggio на церемонии премии BraVo

Артем Овчаренко

Артем Овчаренко (князь Курбский) в сцене из балета "Иван Грозный" в постановке Юрия Григоровича в новой хореографической редакции в Большом театре

Артем Овчаренко (князь Курбский) в сцене из балета "Иван Грозный" в постановке Юрия Григоровича в новой хореографической редакции в Большом театре

Oльга Смирнова и Артем Овчаренко в сцене из балета "Щелкунчик и компания" в Монако

Oльга Смирнова и Артем Овчаренко в сцене из балета "Щелкунчик и компания" в Монако

Первая солистка Анна Тихомирова и премьер Большого театра Артем Овчаренко выступают в Kremlin Gala "Звезды балета XXI века" на сцене Государственного Кремлевского дворца

Первая солистка Анна Тихомирова и премьер Большого театра Артем Овчаренко выступают в Kremlin Gala "Звезды балета XXI века" на сцене Государственного Кремлевского дворца

Артем Овчаренко (князь Курбский) в сцене из балета "Иван Грозный" в постановке Юрия Григоровича в новой хореографической редакции в Большом театре

Oльга Смирнова и Артем Овчаренко в сцене из балета "Щелкунчик и компания" в Монако

Первая солистка Анна Тихомирова и премьер Большого театра Артем Овчаренко выступают в Kremlin Gala "Звезды балета XXI века" на сцене Государственного Кремлевского дворца

Диана Вишнева

Диана Вишнева в проекте Сергея Даниляна "Красота в движении", который был показан на фестивале "Золотая маска"

Диана Вишнева в проекте Сергея Даниляна "Красота в движении", который был показан на фестивале "Золотая маска"

Прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнева и солист Гамбургского балета Тьяго Бордин в сцене из балета "Диалоги"

Прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнева и солист Гамбургского балета Тьяго Бордин в сцене из балета "Диалоги"

Диана Вишнева в балете "Женщина в комнате" на вечере в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко

Диана Вишнева в балете "Женщина в комнате" на вечере в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко

Диана Вишнева и Андрей Меркурьев в сцене из балета "Объект перемен" на концерте Kremlin Gala "Звезды балета XXI века" в Государственном Кремлевском дворце

Диана Вишнева и Андрей Меркурьев в сцене из балета "Объект перемен" на концерте Kremlin Gala "Звезды балета XXI века" в Государственном Кремлевском дворце

Прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнева и солист театра Константин Зверев в сцене балета "Парк" на генеральном прогоне

Прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнева и солист театра Константин Зверев в сцене балета "Парк" на генеральном прогоне

Диана Вишнева в хабанере из балета "Кармен-сюита" на гала-концерте к открытию Новой сцены Мариинского театра

Диана Вишнева в хабанере из балета "Кармен-сюита" на гала-концерте к открытию Новой сцены Мариинского театра

Диана Вишнева в проекте Сергея Даниляна "Красота в движении", который был показан на фестивале "Золотая маска"

Прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнева и солист Гамбургского балета Тьяго Бордин в сцене из балета "Диалоги"

Диана Вишнева в балете "Женщина в комнате" на вечере в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко

Диана Вишнева и Андрей Меркурьев в сцене из балета "Объект перемен" на концерте Kremlin Gala "Звезды балета XXI века" в Государственном Кремлевском дворце

Прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнева и солист театра Константин Зверев в сцене балета "Парк" на генеральном прогоне

Диана Вишнева в хабанере из балета "Кармен-сюита" на гала-концерте к открытию Новой сцены Мариинского театра

Иван Васильев

Ведущая солистка балета Большого театра Мария Виноградова и премьер Михайловского театра Иван Васильев в сцене из балета "Шахерезада" на концерте "Christmas Балет-гала" в Государственном Кремлевском дворце

Ведущая солистка балета Большого театра Мария Виноградова и премьер Михайловского театра Иван Васильев в сцене из балета "Шахерезада" на концерте "Christmas Балет-гала" в Государственном Кремлевском дворце

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector