Психомоторные качества это

Психомоторные качества это

Понятие "психомоторика" введено в научный обиход И.М.Сеченовым. Оно подчеркивает зависимость двигательных проявлений человека от психической регуляции.
Так, осуществление произвольных движений (физических упражнений, техники карате) проходит под контролем сознания, проявление двигательных качеств — при участии волевого усилия. Поэтому психомоторные особенности человека — это сплав психологических и физиологических механизмов управления движениями, двигательными действиями, отражающихся в проявлении разных психомоторных (двигательных) качеств.

Группы психомоторных качеств
Качества, характеризующие быстродействие

Показатели, характеризующие быстродействие, делят на три группы:

  • время одиночного движения
  • время реагирования на сигнал
  • частота движений
  • Между проявлениями каждого из этих качеств в различных условиях имеется связь.
    Так, человек, обладающий коротким временем реакции в одной ситуации, например, при реагировании рукой, покажет короткое время реакции и при реагировании ногой. То же можно сказать и про максимальную частоту движений в различных суставах: если человек опережает других по частоте движений в одном суставе, то он сохранит это преимущество и при движениях в других суставах (Д.П.Букреева). Это указывает на наличие общего для различных движений фактора реагирования и частоты движений, который связан, очевидно, с особенностями процессов центральной нервной системы. Ф.Генри нашел, что 3/4 в латентном времени реакции у разных испытуемых приходится на общий фактор и лишь 1/4 зависит от специфики сигнала, движения или движущейся части тела. Такими общими факторами проявления какого-либо качества в различных условиях являются типологические особенности нервной системы — уровень активации, лабильность, баланс нервных процессов.
    В то же время между разными скоростными качествами связей нет или они выражены слабо. Можно обладать большой частотой движений и относительно плохим временем реагирования на сигнал. Можно быстро сокращать мышцу, но медленно ее расслаблять. Поэтому к оценке скоростных возможностей человека следует подходить дифференцированно.
    На проявление показателей быстродействия в реальных условиях антропометрические особенности человека имеют большое значение. Скоростные показатели в естественных условиях деятельности зависят от развиваемого ускорения, а оно определяется силой мышц и через нее — массой тела или его звеньев, длиной рычага, общей длиной тела и т.п.
    Кроме того, для эффективного применения некоторых видов техники карате требуются проявление всех форм быстродействия, поэтому общий результат зависит от каждого из них. В карате преимущественное выражение получают, такие из скоростных проявлений, как время реакции на движущийся объект, своеобразное прогнозирование положения противника — экстраполяция.
    Время реагирования на сигнал. Время реакции измеряется интервалом между появлением сигнала и началом ответного действия. Это время определяется:

  • быстротой возбуждения рецептора и посылки импульса в сенсорные центры
  • быстротой переработки сигнала в центральной нервной системе (перекодирования, опознания)
  • быстротой принятия решения о реагировании на сигналы
  • быстротой посылки сигнала к началу действия по эфферентным волокнам
  • быстротой развития возбуждения в исполнительном органе (мышце) и преодоления инерции покоя соответствующего звена тела
  • При измерении времени реакции в лабораторных условиях (на рефлексометре) к этому добавляется еще и время, уходящее на преодоление сопротивления кнопки прибора, с помощью которой замыкается цепь и останавливается секундомер.
    Исходя из этого, время реакции включает сенсорный и моторный компоненты. Первый называют латентным периодом. Он зависит от модальности сигнала, то есть от того, к какому анализатору он относится. Чувствительность разных анализаторов на разные раздражители не одинаковая. Так, на звуковые сигналы латентный период несколько короче, чем на зрительные, кроме того, на красный цвет латентный период короче, чем на зеленый и синий (это определяет цвет накладок, перчаток, одежды спортсмена и т.д.).
    Выделяют также латентное время напряжения и расслабления мышцы, определяемое по электромиограмме, то есть записи на лентопротяжном устройстве биотоков мышцы при ее сокращении и расслаблении, осуществляемых по сигналу экспериментатора.
    Во многих случаях от человека требуется не простое реагирование на сигнал, а оценка ситуации. Значимости того или иного стимула при их множественном одновременном появлении, когда на один сигнал надо реагировать, а на другой — нет или когда на один сигнал надо реагировать одним способом, а на другой — иным. Это, естественно, приводит к увеличению времени реагирования на сигнал за счет "задержки". То есть времени, уходящего на обработку сигнала, его опознание и принятие решения о целесообразности той или иной ответной реакции.
    В связи с этим выделяют простые реакции (реагирование на одиночный сигнал) и сложные реакции.
    К сложным реакциям относят:

  • дифференцированные реакции, когда на один сигнал надо реагировать, а на другой — нет
  • реакции выбора, когда на каждый сигнал нужно реагировать строго определенным образом
  • реакцию на движущийся объект, когда нужно среагировать на движение противника, определив пространственно-временную характеристику его движения
  • В ряде исследований отечественных специалистов [1; 3; 6-8] показано, что высококвалифицированные спортсмены сенсорно более развиты, чем спортсмены низкой спортивной квалификации. Если снижать пороги чувствительности к специфической деятельности в ее сенситивные периоды, то спортсмен более качественно, быстрее и надежнее овладеет техникой движений, которая будет более гибкой и адекватной внутренней и внешней среде. При этом важно, что сам спортсмен будет умело управлять этими процессами, опираясь на собственные восприятия и ощущения. Чем больше психомоторных аспектов будет задействовано в управлении движениями, и чем раньше начать акцентировать внимание на параметрах управления движениями, тем оно будет эффективнее. То есть, если с начальных этапов обучения спортсмен будет ознакомлен с параметрами движений вообще, и с параметрами движений избранного вида, тем сознательнее будет процесс обучения и становления техники, тем быстрее и качественнее будет освоена техника данного вида, что в свою очередь ведет к стабильному росту спортивного мастерства и спортивного результата.

    Основные направления исследований

    Психомоторные способности проявляются, прежде всего, в таких элементах, как тонкая различительная чувствительность по основным параметрам движения, устойчивое сохранение в памяти образов движения, оперативность и точность сенсорного и перцептивного самоконтроля. В основе управления двигательными действиями лежит способность к ощущению и восприятию, сенситивный период которых приходится на возраст с 9 до 12 лет. Повышая уровень специализированной различительной чувствительности на начальных этапах специализации и в сенситивные периоды развития способностей к дифференцированию параметров движений, в результате получаем более качественное управление движениями, причем на сознательном и бессознательном уровне.

    Читайте также:  Батон с отрубями польза

    Психомоторные качества, наряду с физическими, морально-волевыми и другими, должны служить основой для успешного отбора и подготовки высококлассных спортсменов. «Спортивный» талант – это сочетание интеллектуальных и психомоторных способностей, дающих человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять и творить в сложной спортивной двигательной деятельности [6].

    Оптимизация двигательных действий является одной из актуальных задач теории и методики спортивной тренировки, а неуклонное повышение уровня спортивных достижений вызывает необходимость поиска новых, более эффективных путей спортивной подготовки, требует еще более пристального и детального рассмотрения спортивной техники, выявления ведущих характеристик техники, и разработки действенных методик обучения и совершенствования. Как известно, точность и эффективность управления в таких условиях в значительной степени зависят от психофизиологии спортсмена, от функционирования процессов его ощущений и восприятия, особенностей запоминания, мышления, эмоций и т.п. Сложность решения указанных задач вытекает, прежде всего, из недостаточной содержательной и терминологической определенности в описании средств и методов научного исследования в психомоторике как науке о совокупности сознательно управляемых действий [2; 4; 6].

    В сфере психомоторики человека, как отмечает К.К. Платонов [4], в качестве важнейшей его подструктуры выделяют не только сложно-координированные и многопараметрические движения, в структуре которых в единстве представлены их пространственные, временные и силовые компоненты, но и многообразные виды сенсомоторных реакций человека. Термин «сенсомоторика» обозначает класс психомоторных реакций, связанных с работой внешних органов чувств, т.е. с деятельностью той или иной сенсорной системы, привязанной к конкретному анализатору мозга в форме ощущений – зрительных, слуховых, тактильных, вестибулярных и др.

    Отсюда следует, что в обширный перечень психомоторных процессов включаются все виды реакций человека, и, следовательно, все произвольно управляемые действия (навыки в том числе) можно отнести к разряду психомоторных. Очевидна также первостепенная роль психомоторики спортсмена в актах познания и управления его действиями [1; 6].

    Большого внимания заслуживает также то, что психомоторные способности можно ускоренно формировать за счет специально разработанных психолого-педагогических методик, которые обеспечат опережающее психомоторное развитие и, как следствие этого, – более эффективное развитие двигательных способностей в овладении специализированными двигательными навыками [1; 3; 5].

    Психомоторные характеристики легкоатлетических прыжков в высоту

    Одним из наиболее проблемных с =очки зрения требований к уровню сенсомоторных качеств спортсменов сложно-координационных видов спорта являются легкоатлетические прыжки в высоту, в которых двигательная деятельность спортсменов сопряжена с выполнением предельно точных двигательных действий в пространстве и во времени, с тонкой регуляцией, координацией и дифференциацией движений [2; 6; 9]. Основными характеристиками таких двигательных действий являются: ритмо-темповая структура разбега; вариации длины и полетного времени беговых шагов; бег по дуге с тонкой и точной работой при действии центробежных сил; угол и скорость постановки стопы во время бега и при отталкивании; угловые характеристики положения тела, угол выноса бедра во время разбега, при отталкивании, в полетной фазе; своевременность и скорость изменения траектории движения общего центра масс тела спортсмена; своевременные и точные движения руками; своевременность и точность движений в полетной фазе и др.

    Таким образом, возник интерес рассмотрения двигательной деятельности прыгунов в высоту с точки зрения психомоторики, поскольку это позволит выявить и обосновать ведущие качества, появится возможность более точно и индивидуально воздействовать на эти качества, станут более осознанными, а, следовательно, более точными двигательные действия прыгунов, что, в свою очередь, отразится на результатах. В то же время полученные данные о ведущих качествах прыгунов позволят проводить более качественный отбор, прогнозирование и тренировочный процесс, а также повысят надежность, самоконтроль и уверенность спортсмена в своих силах.

    Характер двигательных действий спортсмена в прыжках в высоту предъявляет большие требования к его сенсомоторным способностям (время реакции, скрытый период двигательной реакции, различительная чувствительность по времени пространству и усилиям) и характеристикам психической и интеллектуальной деятельности (точные мышечно-двигательные ощущения и восприятие (в данном случае времени), оперативное мышление, внимание, способность к антиципации и пр.). Схема структурного управления движениями прыгуна в высоту по основным временным, силовым и пространственным параметрам движения может быть представлена следующим образом:

    Современный уровень развития мирового спорта требует от спортсменов очень высокой степени развития как отдельных базовых физических, технико-тактических и психических качеств, так и способности эффективно интегрировать их в жестких условиях спортивных соревнований. Спортсмен в зависимости от специфики вида спорта соревнуется при жестком лимите времени, в непрограммируемых ситуациях ответных действий, при физическом контакте с соперником, точно и гибко дозируя временные, силовые и пространственные параметры движений, эффективность которых в конечном итоге определяет его результат. По степени вариации указанных характеристик соревновательной деятельности и уровня значимости каждой из них в отдельности в достижении конечного спортивного результата различные виды спорта могут быть разделены на две группы, принципиально различающиеся характером предопределенности действий спортсменов, уровнем запрограммированности всего комплекса психических и моторных проявлений двигательной деятельности.

    К первой группе [8; 11] можно отнести виды, в которых соревновательная деятельность спортсмена осуществляется в довольно жестких пространственно-временных и динамических условиях с высоким уровнем запрограммированности, как структуры отдельных движений, так и их соединения в целостные моторные акты (легкая атлетика, гимнастика, плавание, стрельба, гребля, тяжелая атлетика, лыжи, велосипед и др.). Различного рода тактические действия в ходе спортивной борьбы, несмотря на специфическую форму в каждом из этих видов спорта, как правило, весьма незначительно изменяют кинематические и динамические параметры и структуру движений. Во второй группе видов спорта движения спортсмена представляют, прежде всего, ответные действия как при непосредственном контакте с соперником (спортивные игры, фехтование, спортивные единоборства и др.), так и без него (волейбол, теннис, настольный теннис, бадминтон). При этом из отдельных, достаточно стандартных элементов и приемов, разученных, закрепленных и сформированных в определенный стереотип на тренировках, складывается целостный двигательный акт, пространственно-временная и динамическая структура которого формируется непосредственно в ходе спортивной борьбы в условиях жесткого лимита времени и высокой психической напряженности. В них тактическая вариативность чрезвычайно высока, и успешность выступления спортсмена или команды в соревнованиях определяется как разнообразием и высоким качеством выполнения отдельных технических приемов, так и скоростью и надежностью их формирования в ответный двигательный акт, адекватный ситуации [7].

    Читайте также:  Сколько сахара суточная норма

    В современном спорте уровень развития сенсомоторных качеств является первоосновой спортивно-технического мастерства спортсмена. Эти показатели должны занять важное место в комплексной системе функциональной диагностики, особенно в видах спорта, требующих наряду с высоким уровнем функциональной подготовки тонкого «мышечного чутья», развитой «двигательной памяти», высокой оперативности сенсомоторных функций, индивидуальных особенностей различительной чувствительности основных кинематических и динамических параметров движения, оперативное мышление и внимание. Большое влияние на уровень развития этих качеств оказывают высшие иерархические уровни психики человека (мотивация, социальный статус, тип высшей нервной деятельности и др.) [7; 9; 13].

    Значительная часть видов спорта второй группы (волейбол, теннис, настольный теннис, бадминтон) в силу ряда требований правил соревнований, особенностей судейства, влияния этих критериев на результат занимает совершенно уникальное, не оцененное должным образом место среди разных спортивных специализаций. Прежде всего, в отличие от многих других видов спорта в упомянутых выше видах не допускаются игровые паузы, связанные с длительным владением мячом одним игроком или командой. На ответные действия игрок имеет десятые доли секунды в отличие от футбола, хоккея, баскетбола и многих других игр, где игрок, владеющий мячом, по правилам игры может остановиться, оглядеться, подержать мяч и т.д. Эта особенность предъявляет жесткие требования к способности игрока прогнозировать характер развития игровых событий. Способность к антиципации является интегрирующей все основные характеристики сенсорных систем и ЦНС в восприятии и переработке первичной информации, скорости и качества отдельных моторных актов.

    Задача на данном этапе состоит в том, чтобы, базируясь на основных работах психофизиологии спорта и в соответствии с общей диалектикой и логикой научного познания, выбрать несколько достаточно простых, надежно тестируемых физиологических процессов и показателей, лежащих в основе технического мастерства спортсмена и определяющих его класс. Учитывая высокие специфические требования вида спорта к точности технико-тактических действий, логично предположить, что обеспечиваются они механизмами сенсорного различения, пространственной, временной и динамической дифференцировки движений в сферах зрительной, проприоцептивной и вестибулярной чувствительности. Эффективность игровых действий будет определяться уровнем психических процессов ощущения и восприятия с развитием у спортсменов отчетливости зрительных, двигательных и других ощущений, с приобретением умений тонко дифференцировать действия по времени, пространству и усилиям. Различительная чувствительность по этим параметрам движений служит физиологической основой сенсомоторной культуры спортсмена.

    Исходные понятия и определения

    Спортивная деятельность, с точки зрения психофизиологии, заключается, прежде всего, в специфической в каждом из видов спорта пространственно-временной организации психомоторных актов. Одной из важнейших подструктур такой организации являются многообразные виды сенсомоторных реакций: простая и сложная сенсомоторные реакции, сенсомоторная координация. В них можно выделить 3 основных, типичных психических акта:

    • сенсорный момент: процесс обнаружения и восприятия стимула, двигательная реакция, на который является целью действий;
    • центральный момент: процессы переработки воспринятого с различением, оценкой и выбором тех или иных стимулов;
    • моторный момент: процессы, определяющие начало движения.

    По сложности центрального момента различаются простые и сложные реакции. Простая сенсомоторная реакция – это возможно быстрый ответ заранее известным простым одиночным движением на внезапно появляющийся, но заранее известный сигнал. Скорость простой реакции оценивается либо по латентному времени реакции от момента появления сигнала до начала ответного действия, либо по общему времени реагирования. Сложная сенсомоторная реакция в зависимости от характера центрального момента может быть:

    • реакцией выбора при необходимости дифференцирования нужного двигательного ответа из ряда возможных;
    • реакцией различения, если на один из сигналов надо делать определенное движение, а на другие никакого движения делать не надо;
    • реакцией переключения при изменении определенности смысловой связи стимулов и возможных двигательных актов.

    Эту традиционную классификацию необходимо дополнить реакцией задержки, суть которой заключается в том, что она должна быть не столько быстрой, сколько своевременной, то есть отделенной от стимула точно отмеренным и дифференцируемым интервалом времени. Своеобразие такой реакции заключается еще и в том, что содержание центрального момента, кроме тонкой дифференцировки временного интервала, может быть и простым и достаточно сложным, аналогичным выше рассмотренным сенсомоторным реакциям.

    Различительная чувствительность движений

    Различимость в современном понимании [4; 9] – это определенная отличительная характеристика процесса различения, приуроченная к определенной степени различия в самих объектах. Она является важным перцептивным фактором, определяющим своеобразие, качественные и количественные закономерности всех сенсорных функций спортсмена. Выполнение сложных технических действий в условиях жесткого дефицита времени предъявляет высокие требования к способностям спортсмена быстро воспринимать с помощью анализаторов первичные стимулы, оперативно перерабатывать эту информацию и принимать решение быстро, своевременно и точно выполнять собственно моторную часть двигательного акта. Одной из важнейших характеристик любого двигательного действия спортсмена является время. Усвоение спортсменами оптимального ритма и темпа движений, умение дифференцировать сенсомоторные реакции невозможно без обостренного «чувства времени», способности тонко воспринимать интервалы, распределять свои действия в строго заданное время.

    Теоретическое обоснование методики развития временной различительной чувствительности основывается на достаточно хорошо известных положениях физиологии человека. И.М. Сеченов [12] указывал на «регулирование движения чувствованием», дающим возможность совершенствовать способность дифференцировать микроэлементы времени и управлять двигательной реакцией. И.П. Павлов [10] отмечал, что генетически определенный тип высшей нервной деятельности не программирует жестко скорость реагирования. Переделка этого стереотипа возможна, однако она требует различных усилий у людей разной типологии. Скорость латентного периода простой двигательной реакции в основном зависит от скорости распространения нервных импульсов от периферии анализатора к центру и по двигательным путям к мышце. Скорость простой двигательной реакции зависит от:

    • мотивации игрока;
    • интенсивности стимула;
    • интервала времени между отдельными стимулами;
    • способности к предвидению событий;
    • вида сигнала (зрительный, звуковой и т.д.);
    • текущего функционального состояния игрока.

    Методика совершенствования различительной чувствительности по времени

    Основные задачи при совершенствовании в том, чтобы научиться реагировать точнее, а не быстрее, уметь задерживать двигательный импульс на точно заданное время; повысить способность управлять скоростью простой двигательной реакции. Конкретные интервалы времени, включаемые в тренировочный процесс выбираются в нескольких диапазонах, исходя из специфики вида спорта. Методика совершенствования состоит из следующих этапов.

    Читайте также:  Короткие спортивные слоганы

    I этап – ознакомительный, 2–3 дня для получения средних данных по скорости двигательной реакции игроков волейбольной команды, ознакомления с аппаратурой и техникой измерений, психологическая адаптация к процессу (мотивация, утомление, внимание).

    II этап – развитие способности максимально быстро реагировать на стартовый сигнал, получая информацию о фактическом времени реакции и ее латентном периоде. На этом этапе ставится задача установить связь между моторным ответом и временем реакции.

    III этап – научиться максимально точно оценивать скорость двигательной реакции, осознаваемая игроком самооценка времени реакции, характеризуя длительность микроинтервала. Сразу же после этой самооценки игроку сообщается точная величина реакции и сделанной ошибки. Этим испытуемые побуждаются к сравнению, сличению длительности микроинтервалов в ряде попыток, корректируют свои ошибки.

    IV этап – последовательно, в несколько стадий научиться управлять скоростью двигательной реакции. Задача этого этапа – достижение эффекта максимальной и осознаваемой стабильности в воспроизведении тех или иных микроинтервалов. Временным сенсорным эталоном является показатель стабильности, способности управлять «чувством времени».

    На первой стадии испытуемый, реагируя на внешний стимул, на каждый последующий сигнал воспроизводит интервалы по заданию (максимально быстро, в два раза медленнее, с заданным шагом и т.д.) с достаточно грубым различием между двумя последовательными попытками. После попытки – самооценка, потом сообщение истинного результата. На второй стадии этапа различие между двумя последовательными попытками, задаваемое испытуемым извне, становится более «тонким» и качественным (чуть-чуть быстрее, чуть-чуть медленнее), и эта мера «чуть-чуть» определяется индивидуально и находится в пределах 0,03-0,05 с. Далее снова самооценка и сообщение истинного результата. На третьей стадии выбор задания на требуемую скорость двигательной реакции делает сам испытуемый, выполняя самозадание. На четвертой стадии основной задачей становится максимально точное управление скоростью двигательной реакции. Перед каждой попыткой задается точное значение скорости двигательной реакции. Осознанность ощущений, организация связи между предыдущим результатом, его субъективным ощущением и последующими действиями лежит в основе успеха такой тренировки.

    Пространственная различительная чувствительность

    Пространственная чувствительность [1–3] является необходимым условием овладения совершенной спортивной техникой. В специальных движениях спортсмена она улучшается по мере роста специальной тренированности и квалификации. Преимущественное развитие различительной чувствительности по отдельным переменным движениям специфично и связано с конкретной спортивной специализацией. Развитие тонких мышечных ощущений основано не только на совершенствовании двигательного анализатора, но и тесно взаимодействуют с речевой сигнальной системой; сознательный речемыслительный контроль в ходе заучивания и дифференцирования различных по амплитуде движений способствует превращению этих психомоторных движений в навык с высокой способностью различения и осознания изменений характеристик движения.

    Тестирование кинестетического различения проводится на специальных приборах (кинематометр, курвиметр и др.) методом минимального приращения пространственного интервала амплитуды. При отсутствии зрительного контроля, регулярно возвращая руку в исходное положение, испытуемый воспроизводит определенную амплитуду движения с минимально ощущаемым приращением. Количество ступеней воспроизведенное безошибочно определяет уровень различительной способности в данном компоненте восприятия движения [5; 6]. В естественных экспериментах изучение пространственного различения производится по результату прыжков в длину с места при ступенчатом увеличении его в каждой попытке от 70 % максимального результата до предельного с заданием минимального приращения. В эксперименте использовался отрыв вверх с контактной платформы. По времени полета, регистрируемому специальным электронным таймером, спортсмену сообщается динамика прыжка без точной цифры результата. Измерение производится в интервале от 50 % предельного результата до максимума. Тонкое дифференцирование приращений высоты прыжка оценивается по количеству ступеней в интервале и по количеству ошибочных попыток.

    Различительная чувствительностьпо усилию

    Умение правильно распределить усилия во времени и пространстве – одно из основных условий проявления высокого технико-тактического мастерства спортсмена, а тонкое дифференцирование мышечных усилий по величине, месту и времени их проявления во многом определяет его класс. Исследования силовой чувствительности спортсменов позволяют определить следующие общие закономерности [7]:

    • качество и точность дифференцирования усилий улучшаются в процессе целенаправленной тренировки, с ростом спортивной формы значительно быстрее, чем точность восприятия времени и пространства;
    • между абсолютной силой и точностью мышечных напряжений прямая зависимость отсутствует, разные по величине мышечные напряжения дифференцируются неодинаково;
    • выявлена специфичность развития силовой чувствительности у спортсменов разных спортивных видов и амплуа;
    • уровень развития силовой чувствительности в значительной мере зависит от структуры самоконтроля спортсменом элементов техники.

    Тестирование силовой чувствительности возможно с помощью кистевого динамометра методом минимального приращения усилия. Спортсмен без зрительного контроля постепенно, ступенчато с минимальным приращением усилия сжимает динамометр в диапазоне от 0 до базового усилия. Количество ступеней характеризует тонкость силовой дифференцировки. В естественных условиях тестирование силовой чувствительности может быть проведено метанием мяча (теннисного, волейбольного, набивного) аналогично от 70 % максимального результата с минимальным приращением в каждой ступени до предельного броска.

    1. Эффективное совершенствование различительной чувствительности реализуется с помощью сенсорной многоступенчатой методики в 4 этапа.
    2. Для улучшения скорости реакции и способности дифференцировать и управлять микроинтервалами времени – с использованием электронного реакциометра определяются: время простой реакции на световой сигнал и возможности спортсмена различать интервалы времени и воспроизводить их по заданию тренера и произвольно.
    3. Для совершенствования способности дифференцировать и воспроизводить заданные величины усилий – с использованием электронного кистевого динамометра на уровне 70 % от индивидуальной максимальной способности на правой руке определяются минимальные приращения усилий, различаемые и воспроизводимые по заданию и произвольно.
    4. Для формирования различительной чувствительности высоты прыжка спортсмена используется контактная платформа с электронным регистратором промежутков времени между отрывом игрока при выталкивании с места и приземлением, на которой определяется на уровне 70 % от индивидуальной максимальной высоты отрыва способность спортсмена различать и воспроизводить минимальные отклонения от задания.
    5. Различительная чувствительность пространственных параметров и их воспроизведение совершенствуется при бросках теннисного мяча сильнейшей рукой на дальность с определением способности спортсмена различать и воспроизводить по заданию на уровне 70 % от индивидуальной максимальной дальности броска его минимальные отклонения.

    Рецензенты:

    Пономарев В.В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой физической культуры и валеологии Сибирского государственного технологического университета, г. Красноярск;

    Сидоров Л.К., д.п.н., профессор, зав. кафедрой теоретических основ физической культуры Красноярского государственного педагогического университета, г. Красноярск.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock detector