Как правильно резать в волейболе

Как правильно резать в волейболе

Нападающий удар в волейболе — один из важнейших элементов техники игры. Нападающим ударом заканчиваются, в основном, все игровые комбинации — это венец усилий команды в атаке. Большинство очков приносит команде успешное выполнение именно этого приема. Поэтому, как бы виртуозно не играла команда в защите, но если она не имеет в своем составе игроков, обладающих мощным и разнообразным нападением, она никогда не сможет добиться значительных успехов в соревнованиях.

Результативность нападающего удара сказывается не только на счете встречи, но и на настроении команды, на ее психическом состоянии.

В данной статье представлены упражнения, которые способствуют изучению и совершенствованию нападающего удара. Все они даны в порядке нарастания сложности.

Вначале идут упражнения, когда занимающиеся выполняют нападающий удар без сопротивления блокирующих, затем — с пассивным сопротивлением и, наконец, — с активным.

Нападающий удар в волейболе достигает цели только в том случае, если игрок владеет не одним способом удара, а всем арсеналом технических средств нападения, используя ту или иную разновидность нападающего удара, в соответствии с игровой обстановкой. В связи с этим, при изучении и совершенствовании различных способов выполнения нападающих ударов, все приведенные упражнения можно и нужно использовать.

Для успешных действий в нападении желательно, чтобы игроки владели нападающим ударом с обеих рук. Для решения данной задачи также можно использовать все нижеприведенные упражнения.

В большинстве упражнений нужно как можно больше разнообразить передачи для нападающего удара. В одном и том же упражнении игрок может выполнить атакующий удар с передач, направленных то близко, то далеко от сетки, то с высокой, то с низкой траекторией; с передач, направленных на край сетки, или из глубины площадки.

В процессе игры, несмотря на стремление команд вести игру комбинационно, постоянно (примерно 50%) встречаются игровые ситуации, в которых нападающим игрокам приходится играть с высокой передачи, преодолевая групповой блок противника. Поэтому, в учебно-тренировочной работе следует уделять внимание совершенствованию нападающего удара при групповом блоке.

Нужно отметить, что приведенные здесь упражнения могут решать самые различные задачи по совершенствованию техники игры в волейбол. Все зависит от того, на каком техническом или тактическом приеме акцентируется внимание занимающихся.

В приведенных рисунках сплошными стрелками обозначены перемещения мяча, а пунктирными — перемещения игроков.

Содержание статьи

Основы

  1. Броски теннисного мяча через низкую сетку, с места.
  2. То же, но с разбега и через высокую сетку.
  3. То же, но броски теннисного мяча по цели.
  4. Нападающий удар по подвесному мячу над сеткой.
  5. Нападающий удар с места, с собственного набрасывания, через низкую сетку.
  6. То же, но с одного шага.
  7. То же, но с 2-3-х шагов.
  8. Нападающий удар с места с собственного набрасывания, по заданию.
  9. Атакующий удар в прыжке с одного, двух, трех шагов, с собственного набрасывания, по заданию.
  10. Нападающий удар с места, у стены, с собственного набрасывания.
  11. Нападающий удар у стены в пол, после отскока мяча от стены — следующий удар и т. д.
  12. То же, но в прыжке.
  13. То же, но в прыжке после разбега.
  14. В парах. Нападающий удар с собственного набрасывания в партнера, с места.
  15. То же, но нападающий удар в пол.
  16. В парах. Нападающий удар в прыжке в партнера, с собственного набрасывания.
  17. Нападающий удар с места по подвесному мячу.
  18. То же, но в прыжке.
  19. Нападающий удар по мячу, подвешенному на амортизаторах.
  20. Нападающий удар по мячу в держателях.
  21. Нападающие расположены с мячом в зоне 4, связующий — в зоне 3. Передача следует из зоны 4 в зону 3 и затем для нападающего удара в зону 4, откуда игрок производит нападающий удар. После выполнения нападающего удара смена игроков может быть:

а) нападающий переходит в зону 3 для выполнения передачи, а связующий в зону 4, в "хвост" колонны;

б) нападающий перемещается в "хвост" колонны.

Упражнение выполняется на обеих сторонах площадки одновременно. Упражнение можно усложнить, если ввести зрительные ориентиры для пасующего и нападающего. Например, если после выполнения первой передачи нападающий пошел на удар — давать прострельную передачу в зону 4, если нет — высокую, или, если тренер, который расположен в зоне 2, поднял руки вверх — выполняется прострельная, или же полупрострельная передача и т. д.

Данное упражнение можно назвать базовым и оно используется при отработке нападающих ударов со всех зон, в том числе — и со второй линии.

  1. Занимающиеся находятся в зоне 4, в колонне по одному. В зоне 3, на противоположной стороне площадки, находится тренер. Тренер набрасывает мяч через сетку, для нападающего удара, в зону 4. Первый в колонне выполняет нападающий удар, после приземления сразу же делает 2-3 шага назад, разбегается и выполняет нападающий удар в зоне 3, куда тренер уже набросил мяч. После приземления — 2-3 шага назад, разбег и нападающий удар в зоне 2. После этого нападающий уходит в "хвост" колонны, а упражнение начинает очередной игрок. Упражнение необходимо проводить в быстром темпе.

Для непрерывности процесса у тренера должна быть рядом корзина с мячами, или 2-3 ассистента, подающих мячи. Вместо тренера можно использовать трех игроков, находящихся в зонах 2, 3, 4, которые будут набрасывать мячи для нападающих ударов соответственно в зонах 4, 3 и 2.

  1. Половина игроков располагаются с мячами в колонне по одному в зоне 6, а остальные игроки располагаются в колонне по одному в зоне 4 (или 2). Первый игрок колонны зоны 6 выполняет передачу для нападающего удара в зону 4 (2), откуда выполняется нападающий удар. После удара нападающий встает в конец своей колонны, а игрок, отдававший пас, идет за мячом и встает в конец колонны зоны 6. Еще вариант смены мест — игрок, выполнявший передачу уходит в конец колонны нападающих, а нападавший игрок встает в конец колонны зоны 6.
  2. Расположение занимающихся показано на рисунке.

Игрок зоны 6 (слева) подачей, или верхней передачей, направляет мяч в зону 6 (справа). Игрок зоны 6 (справа) направляет мяч для нападающего удара в зону 4, или же в зону 2. Игроки зон 4 и 2 производят нападающий удар произвольно, или в определенную, заранее обусловленную, зону. После выполненного игрового действия игрок уходит в конец колонны (по договоренности). Положение игроков зоны 6 (слева) можно выбирать произвольно.

  1. Расположение занимающихся показано на рисунке.

Несколько игроков располагаются в зонах 2, 3, 4 и несколько — в зоне 1. Из зоны 1 выполняется передача для нападающего удара в любую из зон нападения, где игроки выполняют нападающий удар.

  1. То же, но колонна пасующих игроков расположена в зонах 6 или 5.
  2. Расположение занимающихся показано на рисунке.

Нападающие располагаются в зоне 3 у линии нападения, передающие с мячами — в зонах 1 и 5. Передающие поочередно выполняют передачу в зону 3, где игрок выполняет нападающий удар и после этого встает в конец своей колонны, а передающий бежит за мячом и встает в конец своей колонны. Смена мест занимающихся происходит по истечении определенного времени.

  1. Расположение занимающихся показано на рисунке.

Упражнение начинается с игрока 3, который выполняет передачу игроку 2, который, в свою очередь, выполняет укороченную передачу в зону 3, откуда и производится нападающий удар.

  1. Расположение занимающихся то же, но связующий пасует за голову, откуда игрок зоны 3, переместившись, и выполняет нападающий удар.
  2. Упражнение аналогично вышеприведенным, но игроки располагаются в зонах 3 и 4, и мяч разыгрывается через зону 4.
  3. Расположение занимающихся показано на рисунке.

Из зоны 6 выполняется передача в зону 3, игрок которой пасует в зону 4, или в зону 2, откуда и производится нападающий удар. Смена мест занимающихся — по усмотрению тренера.

Читайте также:  Влажный кашель и боль в грудине

  1. Занимающиеся расположены, как показано на рисунке.

Упражнение начинается произвольно, игроками зон 3 или 4. Игрок 3 (или 4) передает мяч в зону 2, а игрок зоны 2 выполняет передачу для нападающего удара игроку зоны 3, или зоны 4.

Другой вариант упражнения — когда розыгрыш мяча производится через зону 4.

  1. Расположение занимающихся показано на рисунке.

Из зоны 4 выполняется передача в зону связующего, между 2 и 3 номерами. Сюда перемещается игрок зоны 1 и совершает передачу для атакующего удара в четвертую зону.

  1. Занимающиеся расположены, как показано на рисунке.

Игрок 4 делает передачу связующему игроку 3, который пасует в зону 4, откуда игрок 4 и производит (по заданию тренера) нападающий удар "в ход", в район зоны 4 на противоположной площадке. Упражнение выполняется с двух сторон, по очереди (удар с одной стороны, удар с другой стороны и т. д.), с целью — не допустить травмоопасных ситуаций (один нападающий попал в другого, или в связующего, на противоположной стороне; нападающий во время удара "залетел" на сетку и наступил на ногу связующему на противоположной стороне и т. д.).

Данное упражнение можно назвать базовым, и на его основе можно выполнять целый ряд других упражнений на тренировку нападающего удара в волейболе, как например:

— то же, но удар выполняется "по линии" (необходимо стремиться попасть в полуметровую зону вдоль боковой линии);

— то же, что и в предыдущих упражнениях, но нападающий удар производится из зоны 2; чтобы приблизить упражнение к игровой обстановке, целесообразно, чтобы связующий отдавал передачу за голову, с "чужого" паса из зоны 6 или 4 (см. рисунок);

— то же, что и в предыдущих упражнениях, но нападение производится со второй линии.

Нападающий удар с «неточных передач»

Одним из основных факторов, определяющих уровень мастерства нападающего в волейболе, является его умение эффективно отыгрывать "неточные передачи". И это умение напрямую связано со способностью нападающего быстро и правильно оценивать характер передачи, точку в пространстве, где будет наноситься удар по мячу, а также, со способностью нападающего выбирать оптимальные скорость и направление разбега (назовем здесь все эти способности "чувство мяча"). На это и направлены следующие упражнения.

  1. Игрок 4 занимает исходное положение за боковой линией, как будто собирается атаковать из зоны 4, в районе антенны (см. рисунок). Далее — пасует связующему игроку 3, который выполняет передачу на нападающий удармежду зонами 3 и 4, откуда игрок 4 и наносит удар. Необходимо следить, чтобы занимающийся не начинал разбег до совершения передачи. На "первых парах" передачи на удар нужно выполнять достаточно высокими, чтобы нападающий без труда на них успевал, поскольку главной задачей данного упражнения является развитие у занимающегося "чувства мяча".

После освоения данного упражнения можно переходить к более сложному, когда передача на удар выполняется в район зоны 3 (см. следующий рисунок).

Когда будет освоено и это упражнение, то, усложняя задачу нападающему, связующий дает пас либо на антенну, либо между зонами 3 и 4 (первый рисунок), либо в район зоны 3 (второй рисунок), не сообщая об этом нападающему игроку. Задача нападающего — эффективно отыграть любой мяч (в дальнейшем — по заданию тренера).

После освоения нападения с узких и широких передач (предыдущие упражнения) можно переходить к освоению нападения с передач, "отведенных" от сетки.

Принцип упражнений остается тем же, но передачи на удар выполняются отведенными от сетки, как показано на следующих рисунках.

Итоговым (и самым сложным) упражнением данного цикла будет упражнение, построенное по тому же принципу, но когда передача на удар выполняется в одну из шести (описанных выше) зон. Задача нападающего — эффективно отыграть любую передачу.

Приведенные здесь упражнения и принципы их построения нужно использовать при совершенствовании нападающего удара со всех зон, в том числе и со второй линии.

Очень часто юные волейболисты, отрабатывая десятки и сотни раз нападающие удары с "классических" передач ("на антенне" из зоны 4, "на антенне" из зоны 2, "пайп" и т. д.), нападению с неточных и неудобных передач внимания почти не уделяют, что приводит к полному провалу нападения в игре, поскольку в игре добрая половина передач на нападающий удар является именно передачами неточными и неудобными. Поэтому, при работе с юными волейболистами над совершенствованием нападающего удара, нужно обратить самое серьезное внимание на приведенные здесь упражнения.

Нападающий удар в волейболе с сопротивлением блока

На начальном этапе совершенствования нападающего удара с сопротивлением блока необходимо использовать в упражнениях пассивный (зонный) блок, т.е. когда блокирующий игрок закрывает (по заданию тренера) определенные зоны, независимо от действий нападающего, а другие зоны оставляет открытыми. Кроме того, блок должен быть неподвижным (после прыжка руки блокирующих не перемещаются ни вправо, ни влево). И только после того, как занимающимися будет освоено нападение с пассивным блоком, можно переходить к использованию в упражнениях активного подвижного блока, когда перед блокирующими ставится задача нейтрализации нападающего удара. С этой целью блокирующие игроки перед постановкой блока перемещаются вдоль сетки (в зависимости от характера передачи, направления разбега нападающего и т. д.), а после прыжка на блок и окончательного определения места и направления удара, перемещают руки вправо-влево.

На рисунках сплошными стрелками показаны перемещения мяча, а пунктирными – перемещения игроков.

  1. Расположение занимающихся показано на рисунке.

Игрок 4 делает пас связующему игроку 3, который выполняет передачу для нападающего удара в зону 4, в район антенны, откуда игрок 4 и производит нападающий удар «в ход». Блокирующий игрок на противоположной стороне площадки ставит зонный блок, закрывая зону 1 и оставляя «ход».

  1. То же, но нападающий бьет в линию, а блокирующий закрывает «ход», оставляя линию свободной (см. рисунок).
  1. То же, но блокирующий игрок ставит ловящий подвижный блок.
  2. То же, что и предыдущие упражнения, но в постановке блока участвуют два блокирующих.
  3. То же, что и предыдущие упражнения, но в постановке блока участвуют три блокирующих. Упражнения с тремя блокирующими являются очень сложными и их целесообразно использовать только при работе с хорошо подготовленными и опытными нападающими.

Представленные в статье упражнения для нападающего удара в волейболе с сопротивлением блока необходимо использовать при нападении с различных по характеру передач и из всех зон (в том числе и со второй линии).

При творческом подходе, тренер без труда может придумать множество других упражнений на тренировку нападающего удара в волейболе, в зависимости от возможностей занимающихся и задач тренировочного занятия.

Вы можете оценить статью по пятибалльной системе. Спасибо!

Игроки нападения – самый важный элемент в любой команде. Отних зависит результативность. Sovsport.ru рассказывает,как правильно выполнять эффективный удар в атаке в волейболе.

Стадии атакующего удара в волейболе: разбег, выбор места прыжка,прыжок, замах, удар, приземление.

Игроки второго темпа (доигровщики) нападают с высоких исложных передач, играя против группового блока противника. Игроки первого темпа(блокирующие) нападают с коротких и скоростных передач. Диагональные, атакующиес задней линии, компенсируют положение своего связующего на передней линии.

Нападающие должны при розыгрыше мяча максимально быстрооткрыться. То есть оттянуться от сетки и занять позицию для нападения. Разбег –это два-три коротких шага, во время которого спортсмен рассчитывает место ивремя прыжка. Последние два шага – это прекращение разбега и приседание передпрыжком.

Важно учитывать две рекомендации при разбеге. После стопорящегои приставного шагов ступни должны быть почти параллельны и находиться на расстоянии 50-60 см. Разброс ступней, одна впередидругой снижает эффект одновременного взрывного усиленного движения ног дляпоследующего прыжка. Время отталкивания приставной ноги должно бытьминимальным. Порядка 0,2 секунды.

Читайте также:  Ее излишек не вредит

В прыжке важна координация рук. Перед приседанием они должныбыть максимально отведены назад, а затем (во время) резко должны быть выброшенывперед. Нужно уметь расслаблять кисть руки во время удара. При напряженной кисти,удар получает слабее, чем при расслабленной. При ударе рука опускается на мяч,движением вниз.

Мощь атакующего удара в волейболе создается на подходе,затем идет прыжок вверх и приземление на обе ноги. Приземление на одну ногунеизбежно приведет к травме.

Во время прыжка нападающий должен быть сосредоточен на мяче,оценивая действия блока периферическим зрением.

Нельзя прыгать в сетку. Прыжок должен идти вверх – это позволяетне заступить на половину соперника и видеть блок полностью.

Важна работа корпусом. Сила удара создается за счет поворотакорпуса одновременно с рукой. При этом нельзя сильно прогибаться в корпусевперед или назад – это создает сильную нагрузку на спину.

Во время правильного удара в волейболе сначала задействуетплечо, затем локоть, а потом кисть. Каждое следующее движение идет за счетпредыдущего и позволяет усилить нападающий удар. Точка удара должна бытьмаксимально выше и удобной для бьющего.

Место удара по мячу – по центру верхней поверхности.

Есть несколько простых упражнение для рук, помогающееразвить атакующий удар в волейболе.

Первое – просто бить мяч от стены. Второе – партнер встаетна подставку с мячом в руке, после чего нападающий с разбега наносит удар – эторазвивает плечевой сустав.

При атаке из четвертой зоны в четвертую, или из второй во вторуюбольшой палец при ударе должен находиться внизу.

При обманном ударе в волейболе рука должна быть максимальноотведена назад до последнего момента. Это имитация удара и лишь в последниймомент и идет легкое касание.

ДВОРЕЦ СПОРТА в Лужниках. На арене у сетки сражаются сборные Москвы и Латвии. Нил Фасахов и я прыгаем, блокируя рижанина Вейскопса. Мяч, посланный мощным ударом латвийского спортсмена, попадает в наши ладони, и тут же Фасахов вскрикивает от боли — у него сломан мизинец.
Одесса. Чемпионат страны. На площадке — команды ЦСКА и одесский «Буревестник». Мяч у армейцев. Мондзолевский пасует Коваленко, который в прыжке у сетки делает замах. Мяч попадает в голову одесситу Титарчуку и отскакивает далеко на балкон к зрителям. Титарчук от удара падает, как при нокдауне в боксе.
Подобные эпизоды, конечно, редки. Но в современном волейболе удары многих нападающих настолько сильны, что их называют пушечными. В то же время точность таких ударов можно считать образцовой.
Любителей волейбола особенно интересует секрет именно таких ударов, сильных, точных.

«В чем сила удара?»«Как развить резкость нападающего удара?» «Прыгая для нападающего удара, я никак не могу ударить по мячу в высшей точке. Что мне делать?»

выполняйте нападающий удар правильно технически.

Нападающий удар — сложный элемент волейбола. Он выполняется в воздухе, когда время взвешенного положения игрока ограничено, а координация движений усложнена. Именно над сеткой осуществляется так называемое столкновение «брони» и «снаряда», когда в доли секунды надо разгадать и предвосхитить замысел противника, наметить и осуществить свои контрдействия. Удар — наиболее ответственный, в смысле результата, прием игры. Непревзойденный мастер атаки Константин Рева писал: «Прием мяча, передача и завершающий удар — это три звена одной цепи, неразрывно связанные. Но главным является нападающий удар».
И еще одно высказывание выдающегося мастера: «Я пришел к выводу, что нападающий удар — основа победы над командой противника».

Многообразие нападающих ударов безгранично: по далеким и близким от сетки мячам, с краев сетки и в центре, поверх блока, от блока и в обвод его, «по ходу» и с «переводом», с прострельных, коротких и взвешенных передач, удары «крюком», прямые, обманные и многие другие.

Удар в большей степени, чем другие технические элементы волейбола, зависит от таких физических качеств игрока, как рост, прыгучесть, быстрота, координация движений, сила и ловкость. Влияние всех этих специфических качеств трудно учесть при описании приема. Поэтому остановлюсь только на основных моментах практического характера.

«Исходя из своего опыта, я могу сказать, что прямой и боковой удары являются основными в игре, остальные же разновидности нападающего удара — вспомогательные», — так справедливо считал Рева.
Поэтому целесообразно прежде всего научиться техническому исполнению наиболее типичных ударов.

Разбег и прыжок должны выполняться слитно. Поэтому правильнее несколько задержаться на исходной позиции, подкрадываясь, как кошка. А потом быстро разбегаться, прыгать и наносить удар. В воздухе нападающему надо оказаться в таком положении, чтобы мяч был впереди, а плоскость удара примерно в 35—50 см от плеча. Остерегайтесь «залезать под мяч». Мяч в этом случае падает на голову, и результативная атака становится невозможной.

Во время прыжка энергичное маховое движение обеими руками способствует взлету. Сразу же после этого волейболист отводит бьющую руку назад. С замахом нельзя опаздывать. Особенно при короткой передаче, когда мяч появляется над сеткой низко и неожиданно. Чуть опоздаете вынести руку для удара, и придется бить низко над сеткой, ограничивая себе выбор направления и характер удара.

Кое-кто рекомендует при замахе заносить руку чуть ли не за голову. По моему мнению, замах должен быть коротким. А такой авторитетный специалист волейбола, как мастер спорта Валентин Филиппов, писал: «Большой по амплитуде замах выдает намерения нападающего, позволяет заранее определить направление удара, не говоря уж о том, что при таком замахе игроку трудно изменить первоначальное намерение. Большой замах ограничивает возможности применять удары с низких передач, а такие удары довольно часты в игре».

Сам удар по мячу должен быть максимально резким, быстрым. Не следует рукой и кистью сопровождать мяч. Подбирая материалы по технике нападающего удара, я ловил в объектив фотоаппарата момент удара по мячу, когда атаковали Константин Рева, Нил Фасахов, Виталий Коваленко. Снимал я при выдержке в одну двухсотую секунды, и все же движение предплечий этих мастеров и особенно кистей получалось на фото смазанным. Настолько быстротечен у этих игроков процесс удара! Пришлось фотоаппарат сменить на кинокамеру со скоростью съемки 64 кадра в секунду.

Весьма образно выразил свою мысль о характере удара по мячу Валентин Филиппов: «Нападающий удар волейболиста напоминает удар в бильярде, когда нужно, чтобы свой шар остался на месте».

В момент удара рука атакующего почти выпрямлена. Это обусловлено не столько техникой игры, сколько ее тактикой. Чтобы максимально затруднить соперникам постановку блока или даже послать мяч поверх ладоней блокирующих, приходится атаковать как можно выше над сеткой. Это-то и вынуждает нападающего наносить удар выпрямленной рукой. Вот как описывает эффективные действия нападающего заслуженный тренер СССР Мирон Винер: «В момент встречи с мячом рука нападающего выпрямлена, правое плечо поднято выше левого, что позволяет нанести удар по мячу на большой высоте, поверх блока»

У Константина Ревы часто спрашивали, как он бьет по мячу — кулаком или ладонью? «Удара по мячу кулаком я не наблюдал, хотя об этом слышал, — отвечал Рева. — Нападающий удар правильнее наносить ладонью. При этом все пять пальцев следует плотно прижать друг к другу и слегка согнуть».

«Куда смотреть нападающему в момент прыжка?» — интересуются молодые волейболисты. Отвечаю: только на мяч! Действия же блокирующих и пространство над сеткой следует по возможности контролировать периферическим зрением, а иногда просто интуитивно.

Теперь о боковом нападающем ударе , то есть об ударе крюком. В игре зачастую возникают ситуации, когда атаковать прямым ударом невозможно. Представьте себе: нападающий только что ставил блок и не успел отойти от сетки. В этот момент ему адресуется вторая передача. Мяч не долетает до сетки, и игрок оказывается между мячом и сеткой. Здесь волейболиста может выручить только боковой удар.

Читайте также:  Здоровый вид сосков

«Бывают такие ситуации у сетки, когда послать мяч на сторону противника прямым ударом невозможно, — писал Константин Рева. — Если нападающий, не рассчитав разбега, оказался под мячом или впереди него или если мяч находится далеко от сетки, тогда сама обстайовка подсказывает необходимость применить именно боковой удар».

Теперь, когда блокирующим разрешено переносить руки через сетку, многие специалисты волейбола пришли к выводу, что удары «крюком» с разумно отдаленных от сетки передач будут особенно результативными. Основание для такого утверждения находим опять же у Ревы: «Боковой удар затрудняет соперникам постановку блока, так как сложно определить направление удара, производимого с дальнего расстояния от сетки».

В техническом исполнении ударов «крюком» и прямого есть много общего. Для обоих ударов непременны одни и те же требования: точно подобранный разбег, высокий прыжок, выпрямленная в момент удара рука, умение мгновенно вложиться в удар. Но у каждого из этих ударов есть и свои особенности.

Для проведения бокового удара нападающие часто прыгают с места, без разбега. В этом случае рекомендуется глубокий присед перед прыжком. Нападающий разворачивается к сетке почти под прямым углом. Плоскость удара может быть расположена между нападающим и сеткой, вертикально над бьющим и даже несколько вдали от него. В каждом из этих вариантов важно точно рассчитать движение руки и кисти. В первом случае надо как бы накрыть или, как говорят, захлестнуть мяч, акцентируя удар книзу и в избранном направлении. Кисть ложится на мяч в верхней его полусфере. В остальных случаях мяч следует направлять по более пологой траектории, чтобы не попасть им в сетку. Точка касания мяча избирается примерно на его «экваторе».

Замах и сам удар исполняются двояко.
В первом варианте нападающий, находясь в воздухе, вплоть до удара сохраняет почти вертикальное положение туловища. После махового движения руками при взлете волейболист одновременно поднимает обе руки вверх. Затем бьющей рукой, которая все время остается почти выпрямленной, описывает во время замаха чуть ли не полную окружность. Рука движется свободно и удару может быть придано разнообразное направление. Такую своеобразную «мельницу» удачно применял известный нападающий Марат Шаблыгин, игрок сборной СССР в 50-е годы. Успешно осуществляет такой удар и Георгий Мондзолевский

При втором варианте нападающий, прыгая, несколько отклоняется в сторону, противоположную направлению предполагаемого удара. Бьющая рука при этом идет вниз, а сам замах является как бы продолжением наклона корпуса. Затем волейболист энергично выпрямляется, кисть руки по дуге посылает к мячу. Другую руку в это время двигает по-иному — сначала вверх, а потом, помогая выпрямлению корпуса, вниз. Движения рук, туловища и направление удара — все это в одной плоскости. Большой специалист такого удара— мастер спорта Герман Смольянинов.

Рассказанное мною выглядит, конечно, схематично. Ведь биомеханика нападающего удара — предмет специальной большой темы. Рассчитывать на то, что новичку на первых же порах игры у сетки удастся технически грамотно осущеставлять нападающие удары, было бы наивным. Путь к мастерству атаки трудный и долгий. Этот путь пролегает через годы тренировок, упорства, трудолюбия. Не гонитесь с первых занятий за силой удара — со временем она придет. Самое важное — понять и усвоить механизм движений, научиться технически правильно их исполнять. Перед каждым ударом на тренировке заранее определяйте его направление. Тогда и в игре легче станет находить наиболее целесообразное для каждой игровой ситуации решение.

Осваивая технику нападающего удара, упражняйтесь у стенки: удар в пол — отскок от стены — с лету, снова удар в пол. Такое упражнение очень полезно. Волейболист быстрее уясняет структуру движения при ударе, сам определяет правильность положения руки, добивается стабильной точности попадания по мячу кистью. Наши лучшие нападающие Коваленко, Фасахов, Сибиряков, Качарава и другие неизменно включали в свою тренировку это простое, но весьма эффективное упражнение.

Очень важно с самого начала учиться играть одинаково свободно и той и другой рукой. У «двуруких» нападающих более широкий диапазон действий над сеткой. Блокировать их удары гораздо труднее. Не случайно мастера ударов любой рукой Рева, Фасахов, Во- скобойников атаковали весьма результативно.

Тактика игры в нападении — атаковать ли с первых передач или с распасовки выходящим вперед тыловым игроком, после простой раскидки мяча у сетки или путем сложной комбинации — определяется для себя каждой конкретной командой. Тренер вместе с игроками настойчиво наигрывает наиболее выгодные для команды варианты атак.

Молодежь зачастую слепо копирует игру ведущих команд. Простое подражание редко себя оправдывает. Во-первых, копия всегда бледнее оригинала, а во-вторых, желание подражать тактике первоклассных команд зачастую не подкрепляется достаточно высокой технической оснащенностью, а потому и не дает хороших плодов.

Каждому нападающему советую в индивидуальной игре взять себе за правило играть ответственно любой мяч в любой игровой ситуации. Крайне важно играть без грубых ошибок (удары в аут и сетку) в конце партии и при равном счете, когда команде остро необходимо опередить противника. Результативная игра в нападении приобретает тут особую значимость. Здесь как раз полезны наиболее действенные формы атаки — удары выше блока, резкие «косые» удары по ходу, сильные удары в ладони блокирующих с расчетом отскока мяча в аут, неожиданные тихие обманные удары.

Мне был доверен в свое время ответственный пост нападающего в команде ЦСКА. Каково мне было чувствовать себя партнером таких игроков, как Рева, Винер, Ахвледиани, Гайлит! Сознаюсь, я робел, боялся как бы не осрамиться, не ударить лицом в грязь. Но передо мною всегда было то, что мы называем эталонами мастерства. Это вдохновляло, помогало идти вперед. Я учился у Ревы, учился совершенно исключительной координации движений этого великолепного мастера, его умению правильно выйти для удара по любому мячу, способности выбрать из богатейшего технического арсенала наиболее подходящее в данной ситуации оружие. Многое дало мне общение с Гиви Ахвледиани, выдающимся специалистом ударов поверх блока и кистевых ударов. Мирон Винер удивлял меня способностью мгновенно вложиться в удар. Он, что называется, «выстреливал» по мячу.

Наблюдая за игрой этих больших мастеров, я много размышлял о техническом исполнении удара . У меня возникали на этот* счет свои «теории». Старшие товарищи охотно выслушивали меня, поправляли, делились со мной «тайнами» своего мастерства.

Мне тогда казалось, что сочетать силу удара и его резкость лучше, если бить согнутой в локте рукой. «От локтя», — говорил я тогда. Однажды беседовал об этом с Гайлитом и Винером. «Представь себе пастуха, хлопающего кнутом сильно, резко! — сказал мне Владимир Гайлит. — Вот если бы так же «хлестать» по мячу! Но ведь согнутой рукой этого не сделаешь. » Я словно прозрел. Почувствовал преимущество другой схемы удара. Она выглядела так: чуть качнулся на удар корпус, пошло вверх-вперед плечо бьющей руки, с еще большей скоростью развернулась к мячу выпрямленная рука. Передо мной словно предстала цепь, каждое последующее звено которой движется быстрее предыдущего. Последнее звено этой цепи — кисть, словно хлыст, мгновенно бьет по мячу.

Так я начал учиться делать нападающий удар прямой рукой. Это было то, что надо. И сейчас — в который раз! — я мысленно благодарю своих умных наставников.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector