Эволюция женской красоты

Эволюция женской красоты

Идеал красоты каждой эпохи зависит от главных тенденций века.
Как мало существует моральная идея, так мало существуют и абсолютные понятия о красоте.

Как и по каким причинам изменялось представление о женской красоте? Для того, чтобы ответить на этот вопрос нужно смотреть на идеал эпохи через призму исторически сложившихся общественных отношений, которые выражаются этом идеале.

Венера» из пещеры Холе-Фельс. 35 тыс. лет до нашей эры.

Уже в древние времена люди кроме предметов быта создавали человеческие фигурки. Возраст самой древней женской статуэтки, известной человечеству — 40 тысяч лет. Первые скульптуры олицетворяли именно женщину — это выражение особого положения женщины в обществе организованном по принципу материнского рода. Они имели преимущественно культовый характер. Женщина, которая была главой рода, возносилась до ранга всеобщей матери. Ошибочным было бы считать, что идеал красоты тогда формировался под влиянием желания нравиться мужчинам, которые были ниже по социальному статусу.

Венера из Виллендорфа. 24-22 тыс. лет до нашей эры.

Проще говоря, женщина изображалась только из-за того, что только она и была полноценным и полноправным человеком в обществе, где основной целью производства был человеческий род. Изображение женщины имело ярко выраженные половые признаки, и во многих случаях она была беременна. Здоровые женщины рождали здоровых детей, а это ценилось очень высоко. В изображения древние люди вкладывали то, что символизировало здорового человека.

Собственно говоря, по скульптурам периода матриархата еще нельзя судить об идеале красивого женского тела. Они являются только несомненным подтверждением того, что женщина занимала в обществе достойное место и еще не была превращена в рабыню, как это случилось в эпоху утверждения частной собственности и неразрывно связанного с ней патриархата.

В Античной Греции изображение людей впервые приобретает признаки искусства. Можно не сомневаться, что известные скульпторы древнегреческих богов носили идеальный характер. Мраморная скульптура богини красоты и любви Афродиты отображает эллинские нормы красоты и представления о гармонии женского тела.

Пракситель. Афродита Книдская (Афродита Браски). Примерно 340 г. до нашей эры. Римская копия I в. до нашей эры.

Знания древних греков избавлялись от мифологической окраски и приобрели характер науки, и, соответственно, красоту они пытались объяснить как форму бытия. Пифагор считал, что красота исходит из гармонии и соотношения размеров. Он даже искал соответствующее числовое соотношение. Аристотель говорил, что красота — в определенном соотношении частей целого, симметрии и упорядоченности, органической целостности. Яркие воплощения идеалов античной красоты — это статуи Аполлона и Артемиды. Их тела молоды и совершенны, мысли — благородны. Типичная черта греческих изображений — это гармония пропорций, природная красота, молодость, частичная или полная оголенность тела. Таким образом, красота женщины в то время выражалась в красоте тела. Но нельзя забывать, что греки изображали не женщин, а богинь. Если же посмотреть на картину реальной жизни греков, то можно говорить о незавидном положении женщины в обществе. Женам отводилась роль деторождения и ведения домашнего хозяйства, которое уже не имело значение ведущей общественной деятельности, как в обществе, базирующемся на материнском роде. Статус человека имели только гетеры — ими восхищались, их воспевали в стихах. Возможно, именно их тела вдохновляли скульпторов. Хотя вернее было бы сказать, что богини достались грекам из матриархата. Полное доминирование отцовского права привело к тому, что женщина жила ради удовлетворения потребностей мужчины.

Рим практически целиком перенял греческую культуру. Но все же римляне чаще изображали реальных людей. Это были и знатные патриции, и плебеи, и гладиаторы, и даже рабы. В целом, одна из главных заслуг римлян — в том, что они сохранили для мира древнегреческую культуру, поскольку следующие поколения, живущие на территории Древней Греции, не стремились защищать плоды греческой культуры.

Св. Мария. XII век

Идеалы женской красоты были отображением половой морали. В Средневековье господствовала религиозная мораль. Нормой морали стал аскетизм; все телесное провозглашалось греховным. Преобладающим видом художественной деятельности была иконопись. Женским идеалом того времени стала Богоматерь. Ее чаще всего изображали в полностью закрытом одеянии, в темной гамме, худой, с лицом, полным скорби. Плоть стала греховной, половые отношения оправдывались лишь для продолжения рода, поэтому не удивительно, что идеалом красоты того времени стали ангелы, существа, вообще не имеющие пола.

С развитием производства повышалось благосостояние людей, особенно в городах, и Деву Марию стали изображать более полной и с пухленьким младенцем на руках. Тотальная церковная цензура в сфере половой морали нередко приводила к комическим парадоксам. Например, церковь всегда пыталась бороться с проституцией, остатками античности в виде оргий, вакханалий и т. д. Символом этих явлений становились ведьмы, которые на иконах типа «Страшного суда» изображались с распущенными волосами и почти всегда голыми. Таким образом, изображение казни ведьм значительно оживляет перечень скупых женских портретов и образов на иконах. В следующие эпохи ведьмы будут изображаться как символ мистики и свободной любви.

Эпоху Средневековья сменила следующая. Почему феодализм постепенно сдавал позиции? – Усовершенствовались орудия труда, развивалась торговля, были налажены пути сообщения между отдельными провинциями и между разными странами. Совершались великие географические открытия. Местности, которые находились на пересечении путей, стали центрами торговли. В них и начала развиваться новая культура. Общая интеграция дает право вести речь об обобщении идеала красоты для Европы, хотя мы знаем, что она развивались достаточно неоднородно. В любом случае, идеал красоты Ренессанса отличался от идеала красоты предыдущей эпохи. С человеческого тела было снято табу, наложенное церковью. Красота теперь снова неотрывно связана с превознесением тела, а не умерщвления плоти. Люди вспомнили, что когда-то они это уже видели, и искусство взяло за образец достижения Античности.

Сандро Боттичелли. Рождение Венеры. 1486 г.

В моду вошло стремление к полярной противоположности полов, и это поставило следующее правило: совершенная красота содержится в выражении половых отличий мужчины и женщины.

Вечеллио Тициан. Венера Анадиомена. 1520

Подчеркнутые женские половые признаки стали залогом красоты. С другой стороны, мода на здоровье диктовала женщине иметь все данные для материнства — в первую очередь, большую грудь. Красивыми считали широкие бедра, крепкую талию и толстые ягодицы. Девичья красота постепенно уступала красоте зрелой женщины. Одежда стала более открытой. В эпоху Возрождения не запрещается позировать для картин обнаженными. Среди аристократов даже возникает определенная мода изображать своих любимых в костюме Евы.

Развивающееся производство требовало увеличения количества рабочих рук, то есть рождения большего количества детей. Это обуславливало моду на беременность. Очень часто женщин на портретах изображали беременными.

Развитие новых общественных отношений породило новую половую мораль. В странах Европы правила аристократия, поэтому идеал красоты здесь воплощается в аристократическом идеале. Стремления следующие: женщина — это изысканный источник удовольствия. Это — главные принципы изображения женщины в эпоху абсолютизма. Идеалы красоты дворян и простых людей значительно расходились.

Жан Огюст Доминик Энгр. Портрет мадемуазель Ривьер. 1805 г.

Для простолюдина главным условием красоты является приспособленность человеческого тела к работе и к продолжению рода. Поэтому крестьяне мечтали о пышной, румяной супруге, которая способна к хорошему труду и к рождению крепких детей. Крестьянка, которая хорошо работает, должна хорошо питаться, а физический труд не даст ей ожиреть. Аристократы были противоположны в своих вкусах. В эпоху абсолютизма для них красивым представлялось лишь то, что оказывается непригодным к труду. Это отображалось в их идеале красоты: тонкие руки, маленькие ножки, нежное тело. В принципе, подобные эстетические тенденции характерны для всех классовых обществ. В Китае ноги девочкам забивали в деревянные колодки, и они не могли не только работать, но и нормально ходить.

Для еще лучшего вида была нужна пикантность. Красота тела уже не связана с наготой — обнаженными становятся лишь некоторые части тела, а одежда дамы активно подчеркивает их. Люди любят теперь больше всего юность и признают только ее красоту. Женщина никогда не становится старше двадцати.

Сергей Зарянко. Портрет кн. М.В. Воронцовой. 1851 г.

Для способа жизни аристократок беременность и кормление ребенка становится неприемлемым. Это не только выбивает женщину на определенное время из придворной жизни, но еще и вредит красоте ее тела. Поэтому среди портретов дворянок того времени трудно найти беременных.

Читайте также:  Гимнастика при астме и бронхите

Как известно, в период галантности популярными становятся куртизанство и проституция. Это, в свою очередь, не могло не повлиять на идеал женской красоты. Лицо женщин уже не несет суровости и чистоты, как в Средневековье. Напротив, им присуща некоторая развратность. Пикантна интересная бледность лица — символ хрупкости — а также отпечаток, наложенный на лицо ночами, посвященными любви.

Закономерным результатом развития общественных отношений стала политическая революция, в наиболее чистом виде разразившаяся во Франции.

Главные духовные вдохновители революции — просветители — по-новому описали идеальную для них женщину, и исходили они из идеальных половых отношений. Воспевался честный брак, которому предшествовала романтическая любовь, то есть брак становился вершиной любви. В обществе осознали необходимость крепкого брака: буржуазия в своем начальном состоянии находила в семье надежную опору. Вершиной брака стали дети. Неверность, которая до того была чуть ли не обязательным условием любви, теперь строго осуждалась. Также осуждались обществом куртизанство и проституция, которые, впрочем, никуда не делись. Но красота женщин во многом опять связывалась со способностью рождать. Требовались соответственные физические данные. Полнота указывала на регулярное и обильное питание, что, в свою очередь, свидетельствовало о материальном благосостоянии, привлекавшем теперь больше, чем женщина.

По мере того, как деньги приобретали все большую силу, ломая все сословные и другие непосредственные связи между людьми, утверждался принцип — за деньги можно купить все, в том числе и «любовь». Поэтому проституция не могла не выйти снова из подполья. Новые денежные отношения подчинили себе мораль. В норме морали стали браки по расчету. По приведенному выше принципу человек тоже стал товаром.

Николай Ярошенко. Курсистка. 1883 г.

Все это находит отображение в искусстве. Картины того времени достаточно часто изобличали изъяны общества. Появился такой вид художественного творчества как карикатура. Художественные течения, как правило, шли в ногу с литературой. Литературные течения, отображающие эпоху, показывали ее идеалы. Романтизм, реализм, символизм и другие течения, безусловно, тоже немало повлияли на формирование идеала женской красоты.

Предыдущие идеалы касались женского тела. Фактически это были мужские идеалы женской красоты — сугубо патриархальные идеалы.

Однако в ХIX веке женщину начинают изображать как человека. Художники, которые придерживались передовых демократических взглядов, ищут в женщине не просто телесную красоту, но и душу, ум. На лице, кроме утонченных черт, впервые появляются мысли. Теперь на картинах женщина из объекта удовольствия превращается в субъект человеческих отношений. Как пример можно рассмотреть картину русского художника Ярошенко «Курсистка». Главный «персонаж» этой картины — сверток с книгами и конспектами. Он свидетельствует о духовной красоте девушки, которая идет на учебу (или возвращается). Лишь одно это обстоятельство придает красоту внешнему виду девушки.

К сожалению, это направление в изображении женской (собственно, человеческой) красоты в искусстве не получило должного развития, не считая некоторых направлений, самым ярким из которых был в этом плане так называемый социалистический реализм.

Борис Иогансон. Рабфак идет (Вузовцы). 1928 г.

В начале прошлого века возникло много модернистских течений, которые связаны с разложением художественной формы.

Художники уже не писали целое тело, а стремились изобразить его фрагментарно. Женщину тоже стали писать состоящей из частей. Вместо фигуры — «салат» из ног, рук, бедер, груди, причесок. Это касается искусства.

Пабло Пикассо. Авиньонские девицы. 1907 г.

С глобализацией и с развитием технических средств набирает обороты так называемая массовая культура и культур индустрия. С появлением массовой культуры грани стираются, а визуальные образы и идеалы становятся общими для людей, имеющих разное социальное положение, которые в массе своей слушают попсу и смотрят попсовые фильмы. В продукте массовой культуры проявляется усредненный идеал эпохи. Не малую роль здесь играет такое элемент массовой культуры как реклама.

Альфонс Муха. Монако Монте-Карло. 1897 г.

Теперь идеалами женской красоты на целые десятилетия становятся киноактрисы.
После распространения модернизма, где часто исчезал и разлагался образ, возник кризис в художественном творчестве. Некоторые художники заявили, что искусство умерло, и время перейти от изображения к производству самых вещей. Кто-то оставил занятия живописью, а более рассудительные попробовали использовать новейшее искусство в области рекламы и промышленности.

На протяжении прошлого века идеал красоты изменялся несколько раз, но причинами этих изменений были уже не революции в общественной жизни, а появление все большего разнообразия товаров для тела, в которых нужно было сформировать потребность.

Целостного понятия идеала женской красоты уже не существует. Он постепенно исчезает. Последний такой «наиболее популярный» идеал — это эталон красоты, сформированный 25 лет назад владелицей одного модельного агентства в Нью-Йорке. Понятно, что здесь не идеализируют красоту и здоровье тела, а стремятся показать красоту одежды.

Женщина должна быть похожа на манекен. Требования к телу следующие: минимум метр семьдесят роста, шелковые волосы, нежные плечи, длинная шея, узкая талия, тоненькие руки, широко расставленные глаза, не очень большой рот и не очень узкие губы. Об уме и каком-либо совершенстве чувств тут, как видите, не упоминается.

Женская красота сейчас стала растиражированной торговой маркой. Ею занимаются не только отдельные агентства, компании, а целые отрасли промышленности. Под влиянием массовых изображений женщины у современного человека формируется определенный «желаемый» идеал, суть которого состоит в том, что женщина как раз и выступает чистым символом желания — желания владеть всеми вещами, которые рекламируются с помощью женской красоты.

Идеал красоты каждой эпохи зависит от главных тенденций века. Как мало существует моральная идея, так мало существуют и абсолютные понятия о красоте.

Согласно данным опроса старшеклассниц Бостона, 69% девушек формируют свой идеал красоты под влиянием модных журналов. Насколько такой способ формирования идеала соответствует исторически-необходимому способу, отображающему реальное состояние человеческих отношений? Как и по каким причинам изменялся идеал женской красоты в разные эпохи? Чтобы разобраться в этих вопросах, нужно взять на вооружение принцип материалистического подхода к истории.

Уже в древние времена люди кроме предметов быта лепили из глины человеческие фигурки. Возраст самой древней женской статуэтки, известной человечеству — 80 тысяч лет. Первые предметы культуры изображали именно женщину — это последствия матриархата. Эти находки имели преимущественно культовый характер. Женщина, которая была главой рода, возносилась до ранга матери богов. Какие требования были к идеалу женской красоты в то время, и кто был «законодателем моды»? Ошибочным было бы считать, что идеал красоты тогда формировался под влиянием желания нравиться мужчинам, которые были ниже по социальному статусу. Проще говоря, женщина изображалась только из-за того, что по сущности только она и была человеком. Изображение женщины имело ярко выраженные половые признаки, и во многих случаях она была беременна. Таким образом, идеал того времени был обусловлен социальным статусом женщины как матери рода. Древние люди заметили, что здоровые женщины рождали здоровых детей, а это тогда ценилось очень высоко. Это они и вкладывали в изображения — то, что, по их мнению, символизировало здорового человека.

Собственно говоря, по скульптурам периода матриархата еще нельзя судить об идеале красивого женского тела. Они являются только несомненным подтверждением того, что женщина здесь занимала в обществе достойное место и еще не была превращена в рабыню, как это случилось после утверждения частной собственности и порожденного этим утверждением патриархата.

В Античной Греции изображение людей впервые приобретает признаки искусства. Можно не сомневаться, что известные скульпторы древнегреческих богов носили идеальный характер. Мраморная скульптура богини красоты и любви Афродиты отображает эллинские нормы красоты и гармонии женского тела. Знания древних греков лишились мифологической окраски и приобрели характер науки, и, соответственно, красоту они пытались объяснить как форму бытия. Пифагор считал, что красота исходит из гармонии и соотношения размеров. Он даже искал соответствующее числовое соотношение. Аристотель говорил, что красота — в определенном соотношении частей целого, симметрии и упорядоченности, органической целостности. Яркие воплощения идеалов античной красоты — это статуи Аполлона и Артемиды. Их тела молоды и совершенны, мысли — благородны. Типичная черта греческих изображений — это гармония пропорций, природная красота, молодость, частичная или полная оголенность тела [1]. Таким образом, красота женщины в то время выражалась в красоте тела. Но нельзя забывать, что греки изображали не женщин, а богинь. Если же посмотреть на картину реальной жизни греков, то можно говорить о незавидном положении женщины в обществе. Женам отводилась роль деторождения и ведения домашнего хозяйства. Статус человека имели только гетеры — ими восхищались, их воспевали в стихах. Возможно, именно их тела вдохновляли скульпторов. Хотя вернее было бы сказать, что богини достались грекам из матриархата. Полное доминирование патриархата привело к тому, что женщина лишилась всех своих прав и жила ради удовлетворения потребностей мужчины.

Читайте также:  Упражнения от целлюлита на животе

Рим практически целиком перенял греческую культуру. Но все же римляне сделали шаг вперед. Он заключался в том, что мастера начали изображать реальных людей, живущих в те времена. Это были и знатные патриции, и плебеи, и гладиаторы, и даже рабы. В целом, главная заслуга римлян — в том, что они сохранили миру древнегреческую культуру, поскольку следующие поколения, живущие на территории Древней Греции, не стремились защищать плоды греческой культуры.

Идеалы женской красоты всегда были отображением половой морали. В Средневековье господствовала религиозная мораль. Нормой половой морали стал аскетизм; все телесное провозглашалось грехом. Преобладающим видом художественной деятельности была иконопись. Женским идеалом того времени стала Богоматерь. Ее чаще всего изображали в сером, полностью закрытом одеянии, худой, с лицом, полным скорби. Плоть стала греховной, половые отношения оправдывались лишь для продолжения рода, поэтому не удивительно, что идеалом красоты того времени стали ангелы, существа, вообще не имеющие пола.

С развитием производительных сил повышалось благосостояние людей, особенно мещан, и Деву Марию в городах стали рисовать более полной и с пухленьким младенцем на руках. Тотальная церковная цензура в сфере половой морали нередко приводила к комическим парадоксам. Например, церковь всегда пыталась бороться с проституцией, остатками античности в виде оргий, вакханалий и т. д. Символом этих персонажей становились ведьмы, которые на иконах типа «Страшного суда» изображались с распущенными волосами и почти всегда голыми. Таким образом, изображение казни ведьм на гравюрах и картинах значительно оживляет перечень скупых женских портретов и икон. В следующие эпохи ведьмы будут изображаться как символ мистицизма и свободной любви.

Эпоху Средневековья сменила следующая. Почему феодализм постепенно сдавал позиции? — Усовершенствование орудий труда привело к увеличению продуктов — появился излишек. Это дало толчок для развития торговли, а для этого были налажены пути сообщения между отдельными провинциями и между разными государствами. Прогремели великие географические открытия. Места, которые находились на пересечении путей, стали центрами торговли. В них и начала развиваться культура. Общая интеграция дает право вести речь об обобщении идеала красоты для Европы, хотя мы знаем, что эти земли развивались достаточно неоднородно. В любом случае, идеал красоты Ренессанса отличался от идеала красоты предыдущей эпохи. С человеческого тела было снято табу, наложенное церковью. Душа отходит на второй план, и перед нами во всем своем величии появляется Тело. Красота теперь снова неотрывно связана с телом. Люди вспомнили, что «когда-то они это уже видели», и искусство взяло за образец достижения Античности. В моду вошло стремление к полярной противоположности полов, и это поставило следующее правило: совершенная красота содержится в выражении половых отличий мужчины и женщины. Подчеркнутые женские половые признаки стали залогом красоты. С другой стороны, мода на здоровье диктовала женщине иметь все данные для материнства — в первую очередь, большую грудь. Красивыми считали широкие бедра, крепкую талию и толстые ягодицы. Девичья красота уступала красоте зрелой женщины 35-40 лет. Одежда стала более открытой. В эпоху Ренессанса не запрещается позировать для картин обнаженными. Среди аристократов даже возникает определенная мода изображать своих любимых в костюме Евы. Новые набирающие обороты производственные отношения, требовали увеличения количества рабочих рук, то есть рождения большего количества детей, и это обуславливало моду на беременность (очень часто женщин на портретах изображали беременными).

Новые отношения привели к возникновению новых классов. Экономические условия существования классов обусловили половую мораль [2].

В развитых странах Европы правила аристократия, поэтому идеал красоты здесь воплощается в аристократическом идеале. Стремления следующие: женщина — это изысканный источник удовольствия. Это — главные принципы изображения женщины в эпоху абсолютизма.

В эту эпоху идеалы красоты дворян и простых людей значительно расходятся. Для простолюдина главным условием красоты является приспособленность человеческого тела к работе и к продолжению рода. Поэтому крестьяне мечтали о пышной, румяной супруге, которая способна к хорошему труду и к рождению крепких детей. Крестьянка, которая хорошо работает, должна хорошо питаться, а физический труд не даст ей ожиреть. Аристократы были противоположны в своих вкусах. В эпоху абсолютизма для них красивым представлялось лишь то, что оказывается непригодным к труду. Это отображалось в их идеале красоты: тонкие руки, маленькие ножки, нежное тело [3]. В Китае ноги девочкам забивали в деревянные колодки, и они не могли не только работать, но и нормально ходить. Для еще лучшего вида была нужна пикантность. Красота тела уже не связана с наготой — обнаженными становятся лишь некоторые части тела, а одежда дамы активно подчеркивает их. Люди любят теперь больше всего юность и признают только ее красоту. Женщина никогда не становится старше двадцати. Для способа жизни аристократок беременность и кормление ребенка становится неприемлемым. Это не только выбивает женщину на определенное время из придворной жизни, но еще и вредит красоте ее тела. Поэтому среди портретов дворянок того времени трудно найти беременных. Как известно, в период галантности популярными становятся куртизанство и проституция. Это, в свою очередь, не могло не повлиять на идеал женской красоты. Лицо женщин уже не несет суровой красоты и чистоты, как в Средневековье. Напротив, им присуща некоторая развратность. Пикантна интересная бледность лица — символ хрупкости — а также отпечаток, наложенный на лицо ночами, посвященными любви.

Развитие производительных сил обусловило переход к капиталистическому способу производства. Класс буржуазии, который развивался все быстрее, постепенно становился реальным хозяином в еще монархическом мире. Законо­мерным результатом развития капиталистических отношений стала буржуазная революция. Главные духовные руководители революции — просветители — по-новому описали идеальную женщину, и исходили они из идеальных половых отношений. Воспевался честный брак, которому предшествовала романтическая любовь, то есть брак становился вершиной любви. И в самом буржуазном обществе скоро осознали необходимость крепкого брака: буржуазия в своем начальном состоянии находила в семье надежную опору. Вершиной брака стали дети. Неверность, которая в предыдущую эпоху была чуть ли не обязательным условием любви, теперь строго осуждалась. Также осуждались обществом куртизанство и проституция. Снова красота женщин оценивалась способностью рождать. Требовались соответственные физические данные. Полнота указывала на регулярное и обильное питание, что, в свою очередь, свидетельствовало о материальном благосостоянии, привлекавшем теперь больше, чем женщина.

Развитие капитализма вело к накоплению денег в руках отдельных людей. Более ощутимыми стали классовые отличия. Капиталисты, почувствовав силу денег, вывели свой жизненный принцип — за деньги можно купить все. В том числе и любовь. Поэтому не могли не выйти снова из подполья куртизанство и проституция. Новые денежные отношения полностью подчинили себе мораль. Фактическую мораль. А писаные правила навязывались лишь тем, кто не имел достаточно денег. В норме морали стали браки по расчету. По приведенному выше принципу человек тоже стал товаром.

Все это находит отображение в искусстве. Картины того времени достаточно часто изобличали изъяны общества. Появился такой вид художественного искусства как карикатура. Художественные течения, как правило, шли в ногу с литературой. Литературные течения, отображающие эпоху, показывали ее идеалы. Романтизм, реализм, символизм и другие течения, безусловно, тоже немало повлияли на формирование идеала женской красоты.

Все предыдущие идеалы касались женского тела. Фактически это были мужские идеалы женской красоты — сугубо патриархальные идеалы. Однако в ХIX веке женщина впервые изображается с позиции человека. Художники, которые придерживались передовых демократических взглядов, начинают искать в женщине не просто телесную красоту, но и душу, ум. На лице, кроме утонченных черт, впервые появляются мысли. Теперь на картинах женщина из объекта удовольствия превращается в субъект человеческих отношений. Как пример можно рассмотреть картину российского художника Ярошенко «Курсистка». Главный «персонаж» этой картины — сверток с книгами и конспектами. Он свидетельствует о духовной красоте девушки, которая идет на учебу (или возвращается). Лишь одно это обстоятельство придает красоту внешнему виду девушки.

Читайте также:  Какое лекарство от папиллом лучше

К сожалению, это направление в изображении женской (собственно, человеческой) красоты в искусстве не получило развития, разве что в так называемом социалистическом реализме, который, кстати, сейчас становится модным. В буржуазном же мире вначале прошлого века возникло много так называемых модернистских течений, принцип которых заключался в отрицании реализма и в переходе к крайнему субъективизму в изображении мира. После первой мировой войны мир теряет присущую ему целостность, обычный порядок жизни начинает разлагаться, рушиться, и ощущение разрушения, потери целостности становится лейтмотивом творчества большинства модернистов. Художники уже не рисовали целое тело, а стремились изобразить его фрагментарно. Женщину тоже стали рисовать отдельными частями. Вместо фигуры — «салат» из ног, рук, бедер, грудей, причесок. Теперь идеал является не действительным отображением эпохи, а последствием мировоззрения отдельных мастеров. Характерной становится тенденция к отрицанию классического вида, и его распад.

Это касается искусства. Но с глобализацией и с развитием технических средств набирает обороты так называемая массовая культура. С появлением массовой культуры интересы разных социальных классов становятся похожими. Проще говоря, слушают попсу и смотрят голливудские фильмы как пролетариат с крестьянством, так и буржуазия.

Теперь идеалами женской красоты на целые десятилетия могли стать киноактрисы. После распространения модернизма, где картина иногда превращалась в бессмыслицу, возник кризис в художественном творчестве. Некоторые художники заявили, что искусство умерло, и время перейти от изображения к производству самых вещей. Кто-то оставил занятия живописью, а более рассудительные попробовали использовать новейшее искусство в области рекламы и промышленности. Так искусство стало на службу капиталу[4].

На протяжении прошлого века идеал красоты изменялся несколько раз, но причинами этих изменений были уже не революции в общественной жизни, а необходимостью капитала изготавливать все больше и больше товаров для тела. Целостного понятия идеала женской красоты уже не существует. Он постепенно исчезает, регрессирует, как исчезает и классическое его изображение. Последний такой «наиболее популярный» идеал — это эталон красоты, сформированный 25 лет назад владелицей одного модельного агентства в Нью-Йорке. Понятно, что здесь не идеализируют красоту и здоровье тела, а стремятся показать красоту одежды. Женщина должна быть похожа на манекен. Требования к телу следующие: минимум метр семьдесят роста, маленькая грудь, шелковые волосы, нежные плечи, длинная шея, узкая талия, красивые руки, широко расставленные глаза, не очень большой рот и не очень узкие губы. Об уме и какой-либо совершенности чувств тут, как видите, не упоминается.

Женская красота сейчас стала неплохой торговой маркой. Ею занимаются отдельные агентства, компании и даже отрасли промышленности.

На сегодняшний день нереальный идеал эпохи пытаются отобразить на картинах, а под влиянием массовых изображений женщины у современного человека формируется определенный «желаемый» идеал, суть которого состоит в том, что женщина как раз и выступает чистым символом желания — желания владеть всеми вещами, которые рекламируются с помощью женской красоты. Следующий настоящий идеал женской красоты человечество увидит уже во время всемирных социалистических преобразований.

1. „Красота и время". www.netpages.com.ua/news111.html
2. „Иллюстрированная история нравов". Фукс Эдуард.
3. "Эстетическое отношение искусства к действительности". Чернышевский Н.Г.
4. "Кризис безобразия". М. Лифшиц, Л. Рейнгард

тезисы к конференции «Гендерные проблемы современного общества», Киев 2005 г.

ЭВОЛЮЦИЯ ИДЕАЛА ЖЕНСКОЙ КРАСОТЫ

Блондинка с пышными формами, жгучая брюнетка, хрупкая нимфетка, целомудренная мещанка… каноны женской красоты все время менялись…

Была бы Мерилин Монро красавицей в Античности?

А как оценивали бы мы идеальную женщину XVI -XVII веков?!

Многочисленные статуэтки из кости и камня эпохи палеолита представляют собой первые известные изображения женщины.

Туловище короткое туловище, лицо совсем без очертаний, грудь гипертрофирована, бедра, живот, маленькие руки и ноги.

Всё это говорит о культе плодовитости женщины: выживание и красота тесно связаны в представлениях о первом женском идеале.
Но перейдем к более известным для нас временах…

Вот например, образ женщины Майя



Египетские каноны красоты

Во времена знаменитой египетской цивилизации изображения красивой, идеальной женщины подчинялись своим канонам, — статуи женщин представляют их высокими, со стройной фигурой атлетического телосложения, ногами длинные, ягодицы округлые, грудь маленькая. Изображение лица можно наблюдать на примере известных бюстов Нефертити. Цвет кожи желтоватый, — женщина, которая следит за домашним очагом, всегда вдали от солнечных лучей.

В кино это выглядело немножко иначе.


Греческая красота: почти мужское тело

Во время архаического периода статуи никогда не изображали людей реальных, — они воплощали идеал добродетели, красоты, доблести или жертвенности. Подобный идеал больше соответствует юноше. Женщины же изображались всегда задрапированными в туники, позволяющие видеть очертания их атлетического мужеподобного тела. Красота основывалась не на художественном вкус, а на гармонии тела.
Скульптор Пракситель впервые изобразил женщину без одежды. Прототипом его скульптур Афродиты, известных своим эротизмом и женственностью, была Фрине, знаменитая куртизанка того времени.


Вот, что нам изображает кинематограф.

Потом были средние века — идеал непорочности, где макияж был запрещён всемогущей церковью, поскольку он (макияж) искажает божьи создания. Единственный разрешенный цвет – красный, — цвет целомудрия. Дева Мария изображалась с фигурой, лишённой всяческой. женственности. Женщина должна быть широкоплечей с маленькой упругой грудью, узкими бедрами, осиной талией и округлым животиком.

Пришла эпоха Возрождения — возвращение женственности. Вернулся макияж — доходило до того, что девушки подкрашивали даже соски. Куртизанки из Венеции, слывшие тогда самыми красивыми женщинами, ввели в моду новый идеал красоты: блондинка с пышными формами и бледным лицом (знаменитая венецианская блондинка).

XVII век: культ изысканности. Во времена классической эпохи женщина должна иметь молочный цвет лица и тонкую талию, немного пухлые руки и внушительную грудь. Женщина пользуется помадой и румянами, — красные щёчки и губы — символ любви и чувственности. Мадам де Монтеспан полностью воплощает идеал женской красоты той эпохи. Её портреты отражают представления о красоте: беспощадный корсет делает талию осиной, грудь подчеркнута глубоким декольте, кожа бледная, а губы ярко красные.

XVIII век — возвращение к естественной красоте. После излишеств культа изысканности XVII века с его специальными деревянными каркасами для платьев, увеличивающих бёдра и париками, пришло время вернуться к естественной красоте, — макияж должен быть минимальным, у женщины должны быть губы мягкими, а кожа цвета фарфора. Картины Фрагонара изображают красоту в движении: в естественных позах на лоне природы женщина задорно веселится и, во время игры, приоткрывается щиколотка или другая часть ее тела.

XIX век. Буржуазный идеал – маленькая неженка где-то между целомудренной женой и болезненной красоткой. В этот период изображения обнажённых женщин полны законченной женственности, воплощая в себе красоту женского гладкого молочного тела с пышными формами и внушительной грудью. Полнота является хорошим знаком материнства. Она усиливается накладными бёдрами и корсетами, визуально увеличивающими грудь.


XX век: от девушки-парня до красавицы Мэрилин…
В 20-е годы господствует мода девушки-парня: коротко стриженые волосы, непринуждённая, – вот новый идеал гермафродитской красоты.
Бёдра и живот должны быть плоскими, грудь маленькой, а платья по колено без рукавов должны выставлять напоказ достаточно мускулистые руки и стройные ноги.



Полвека трансформаций… От женщины чувственной, — внушительная грудь, пухлые губы, особая чувственность… После Второй Мировой войны худоба считается признаком плохого здоровья. Голливуд, всемогущая фабрика грёз, создаёт новый женский идеал: сексуальная блондинка а-ля Мэрилин Монро. Знаменитая актриса, начав свою карьеру, позируя обнажённой для календарей, стала символом красоты. Платиновая блондинка, воплощение чистоты и сексуальности, страстности и детской наивности. В реальной жизни всё было совсем иначе. Родители запрещают подросткам краситься, всякий флирт пресекается, церемонии помолвки и брака строго чтутся.

К женщине освобождённой… Кино продолжает создавать образ женщины. С широких экранов сходят звёзды с пышными формами: Софи Лорэн, Марина Влади, Лиз Тэйлор и Джина Лоллобрижида.



И наши — Элеонора Быстрицкая, Ирина Алферова, Анна Самохина, Ольга Кабо и Ольга Будина…




Наступает время отказа от установленной модели красоты и освобождения женщины!

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector