Физвокализ попова упражнения

Физвокализ попова упражнения

Мелодия гармонизирует жизненные отправления организма. Бездарные исполнители акустически загрязняют окружающую среду. Пойте правильно — и будете здоровы! — говорит Анатолий Попов.
Зависимость между здоровьем и голосом известна нам в простейшей форме: простуда делает голос глухим, невыразительным, искаженным. Об обратной связи, то есть о влиянии голоса на здоровье, мы знаем гораздо меньше, хотя, говорят, Пифагор рекомендовал декламировать «Илиаду» или «Одиссею» для излечивания больных. Голос Анатолия Ивановича Попова, президента АОЗТ «Шаляпинский центр» и председателя экспериментального творческого объединения любителей вокального искусства и сценической речи «Голос», замечателен своей звонкостью, мелодичностью и, как говорят специалисты, полётностью — способностью быть слышимым издалека. И по бодрому виду этого энергичного человека, которому невозможно дать его семидесяти лет, не скажешь, что в молодости он болел тяжелейшей формой туберкулеза. Врачи, считая, что дни его сочтены, удивлялись, что двадцатилетний Анатолий, несмотря на опасную болезнь, продолжал петь. И однажды — много лет спустя — наступил день, когда болезнь отступила. Как потом оказалось — навсегда.

— Анатолий Иванович, можно ли сказать, что именно пение полностью излечило вас? И если бы вы, смирившись с болезнью, перестали петь совсем, то никакой надежды на излечение у вас не было?
— Во время войны меня мобилизовали в армию, но я прослужил недолго, потому что заболел туберкулезом лимфатических узлов, от которого тогда многие умирали. Меня из эвакогоспиталя демобилизовали, отправив фактически умирать, но я тем не менее выжил. И спас меня голос, хотя я его терял, сипел, часто говорил шепотом. Врачи предрекали, что я и говорить-то перестану, не то что петь. Туберкулезный очаг располагался у меня рядом с горлом, а туберкулезные палочки ходили по всей голосовой системе. Я не совсем сознавал, что у меня страшная болезнь, и, страдая от нее, продолжал петь дома и в хоре. Молчание в этом случае для человека — гибель. Надо петь, но, разумеется, осторожно. Следует поддерживать функциональные способности голосового аппарата к хорошему звукообразованию, помогая таким образом организму восстанавливать нарушенную из-за болезни гармонию. По счастью, от своих предков я унаследовал твердый целеустремленный характер, поэтому жил всегда с одной мыслью — сделать то, чего не делал никто.
— Это стремление и воплотилось в открытый вами метод физвокализа?
— Да. К 1948 году я прочитал все, что было написано на русском и немецком языках о гортани и голосе. Наука тогда не знала, что в неправильном звукообразовании повинен сам организм человека. Я заметил, что если я слушал прекрасных певцов, то я и сам пел после них легко, свободно. Когда же я занимался с концертмейстером, послушав певца с расстроенным голосом, я даже нормально петь не мог. Только через много лет я понял, что от поющего или говорящего человека к слушающему передается их манера звукообразования. В 1994 году я назвал это явление «вирус голоса» (термин зарегистрирован официально) по аналогии с вирусом компьютерным: ведь в определенном смысле человек есть живой компьютер, который может самосовершенствоваться.
Мы знаем огромное количество живых вирусов, микробов, способных вызывать различные болезни. Голос тоже может быть поражен вирусом — неправильно составленной программой, по которой организм не может правильно воспроизводить звук. Вирус этот — матрица другого организма. Мы пока не знаем, сколько компонентов входит в эту матрицу, разрушающую из-за неправильной настройки организм изнутри.
Ведь человеческий организм — это естественный биоорган, по которому, когда у него есть хороший биоакустический резонанс, настраивается работа всех внутренних органов, их правильное взаимодействие. Как это не удивительно, в нашем организме нет ничего, что было бы создано только для голосообразования. Гортань предназначена прежде всего для дыхания и защиты легких, а также поддерживает — после вдоха — устойчивость грудной клетки, необходимую для движения наших рук. И только последняя, как бы третьестепенная, функция гортани состоит в том, что она служит вибратором при звукообразовании.
— Получается, что голос связан едва ли не со всеми органами?
— Именно. Произносимые человеком звуки в зависимости от их высоты и силы по-разному влияют на работу внутренних органов. Если на поперечно-полосатые мышцы тела мы можем воздействовать с помощью обычных физических упражнений, то на гладкую мускулатуру внутренних органов они влияют гораздо слабее. А вот звуки проникают сюда легко. С их помощью можно усилить, например, вибрацию желудка, происходящую от того, что активизируются мышцы, участвующие в формировании голоса. Мы нашли некоторые звуки, которые дают наиболее положительный эффект.
Есть и еще одна необычная особенность гортани. Когда мы слушаем речь или пение, мышцы ее тоже двигаются. Мы, сами того не замечая, как бы автоматически повторяем за говорящим или поющим то, что слышим. Поэтому необходимо знать, что плохие голоса наносят вред не только организму говорящего или поющего, но и организму слушателя, поскольку неправильная мышечная координация из звукообразующего комплекса проецируется на мышцы слушателя. Раньше люди интуитивно понимали важность правильного звучания голоса. Собираясь вместе, пели хором. И поэтому тот, кто не обладал вокальными способностями, кто не мог владеть своей гортанью, как бы подстраивался под правильное звукообразование, нормализуя мышцы гортани, что благотворно влияло на весь организм. Кроме того, громкое звучание множества голосов заставляло вибрировать и внутренние органы певцов, что, помимо эстетического удовольствия, приносило и другую пользу.
Академик Николай Амосов обратил внимание на взаимосвязь гортани и рук: устала гортань — устали руки, устали руки — устала гортань. Утомившись, гортань мешает работе желез внутренней секреции, особенно половых, которые связаны не только с функцией продолжения рода, но и с памятью, и с работоспособностью мышц. Взаимодействием голоса с внешним и внутренним состоянием человека занимается сейчас целая наука — остеофония.
— В чем же суть вашей профилактики с помощью физвокализа?
— Физвокализ — это физические упражнения с голосом. В этом случае голос, заставляя вибрировать весь организм, выполняет функцию восстановителя здоровья, потому что наши вибрации — самое лучшее средство для очищения организма. Еще в 1974 году возникла идея «ставить» голоса с помощью физических упражнений, специальный комплекс которых должен придавать голосу как бы новое звучание, которое можно использовать и для улучшения работы всех внутренних органов: сердца, легких, желудка, печени. Другими словами, использовать свой голос для восстановления или укрепления здоровья. После многочисленных исследований такой комплекс был найден. Это и есть физвокализ (от латинского «вокалис» — гласный, голосовой). Главное при нормализации голоса — правильная активность самых разных групп мышц. Голос выступает здесь индикатором, показывающим точность и правильность настройки всего мышечного комплекса.
— Анатолий Иванович, это была абсолютно новая идея?

Цветная пленка зафиксировала биоэнергию у А. Попова во время высокого эмоционального напряжения в выступлении на российско-германском семинаре «Народные целители России», июнь 1994 г.
— Не совсем. О сочетании «специальных звукодвигательных упражнений для вибрационного воздействия на определенные органы» со «специальными дыхательными упражнениями» писал советский ученый Каролис Динейка в книге «Движение, дыхание, психофизическая тренировка». Но при физвокализе в первую очередь обращают внимание на нормализацию работы всего звукообразующего комплекса — все мышцы должны «научиться» правильно себя вести вначале без пения, и только затем можно переходить к звукодвигательным упражнениям. Ведь неправильное пение может усилить дисгармонию в межмышечной координации. Никто в мире, кроме нас, еще не тренирует грудинно-ключично-сосцевидные мышцы и двубрюшные мышцы подъязычной кости. А они работают вместе с косыми мышцами живота и широчайшими мышцами спины.
Суть метода физвокализа — включить в работу те мышцы, которые обычно простаивают или действуют неправильно, искажая тем самым функции других органовю.
— С помощью физвокализа исправляются недостатки всего организма человека в целом?
— Этот метод не столько исправляет, сколько помогает организму наладить обычную естественную работу. Ведь сейчас хорошо видны последствия забвения органической связи между голосом и состоянием человека, проявляющиеся в том, что катастрофически увеличивается число людей «без голоса и слуха». Исчезновение генетически заложенной потребности организма в пении, выражении себя через голос может повлечь за собой и вырождение национальной культуры и нации в целом.
Ненастроенный, неправильно или плохо звучащий голос нарушает гармонию звуковых вибраций в организме, или привнесенный извне вирус голоса уничтожает в человеке желание петь, делая его более агрессивным. Физвокализ способствует появлению во всем организме биоакустического резонанса. Энергия акустических колебаний передается по звукопроводящим каналам всего организма к каждому органу, что позволяет настроить их для работы в оптимальном режиме. С помощью физвокализа мы практически восстанавливаем межмышечную координацию всего звукообразующего комплекса человеческого организма.
— Влияет ли вирус голоса на детей?
— Нарушенный процесс звукообразования у взрослых непременно передается детям, поэтому у них теряется желание петь, тянуть звук, а это необходимо для организма: при длительной вибрации клетки очищаются от шлаков. У детей и подростков, игнорирующих пение, задерживается развитие взаимосвязи между слуховым и голосообразующим аппаратами, а навязчивый утомительный ритм, отсутствие мелодии, засилье патологических голосов на телевидении и радио, пренебрежительное отношение к сценической речи в театре, постоянное использование звукоусилительной аппаратуры, увеличивающей дефекты голоса, нарушают звукообразование у детей и подростков. Они почти не слышат голосов, имеющих верхнюю форманту и большой диапазон.
Русский язык теряет свою певучесть. Удорожание каждой минуты на радио и телевидении ведет к стремлению дать как можно больше информации за кратчайший промежуток времени, и при этом еще игнорируются качественные характеристики голоса у самого информатора. К сожалению, среди дикторов уже не редки картавые, не чистые голоса.
— В чем состоит воздействие плохого голоса на слушателя?
— Хриплые, кричащие голоса доносят отрицательную информацию гораздо сильнее, так как включают у слушателя центры страха, тревоги, беспокойства. Постоянно задействованные, эти центры вызывают раздражение в организме, усиливая агрессивность, пессимизм, неадекватное отношение к происходящему. У такого человека появляется желание успокоить центры страха никотином, алкоголем.
В отличие от своих предков мы полностью игнорируем способность голоса восстанавливать физические силы. А ведь были времена, когда крестьяне, возвращаясь домой с поля, пели, когда солдаты пели во время больших походов. При пении из организма удаляется молочная кислота, образующаяся при больших нагрузках, расширяются сосуды. Всем, страдающим хроническим утомлением, необходимо заняться улучшением качественных характеристик своего голоса и научиться петь и декламировать не для других, а для собственного здоровья.
— Вы считаете, что плохой голос всегда сильнее воздействует на хороший, а не наоборот?
— Это доказал академик Казначеев. Больная клетка сильнее здоровой. В произношении мы легко можем перейти, например, на картавость, а человек с картавым произношением на хорошее перейти не может. Я вот сейчас могу продемонстрировать вам и картавость, и гроссировку голоса, несмотря на то, что в моем голосе вируса нет. И тут права народная мудрость: с кем поведешься, от того и наберешься. Будущие матери должны правильно настраивать свой звукообразующий аппарат, чтобы у будущего ребенка была заложена и правильно развивалась звуковая гармония. Для таких матерей мы хотим открыть в Москве около Зачатьевского монастыря лицей для учащихся эмбрионального возраста.
Хочу заметить, что в религию я пришел через красоту. А сейчас в некоторых церквах пение ужасно нудное и неприятное. Такое пение отталкивает, отвращает, такое пение — гибель религии. Есть прекрасный храм Сергия Радонежского в Рогожском. В 1931 году там часто пели слепые. К таким людям я отношусь с состраданием и пониманием, но слушать пение слепых не могу — слепые никогда красочно не поют.
Я предложил физвокализ в 1974 году, считая, что вокалиста надо научить сначала бытовой речи, а потом уж пению. Шаляпин любил повторять: «Петь надо как говоришь»,— но говорить-то надо правильно. Есть люди с голосом, который способствует пению, а есть, что и мешает. Сейчас у исполнителей пошло в ход выкрикивание, а не пение. Этому способствует и бездумное распространение английского языка. У многих русских людей исчезает потребность в пении. Значит, биоакустический резонанс таких людей, то есть способность очищать звуковой вибрацией клетки, очень небольшой. Ведь каждая клетка — это живой резонатор, и чтобы очиститься, она вибрирует. Какой-то собственный биохимический процесс очищения у клетки уже есть. А звуковая вибрация помогает ей сделать еще одно мощное очищение. От звуковой вибрации во время пения клетки нашего организма настраиваются — а значит, и программируются — на волну здоровья и гармонии. Пение как звуковая вибрация помогает очищаться всему организму. Чем сильнее резонирует организм с голосом, тем сильнее и лучше он очищается. Ведь говорят же: «Встал и пой»,— чтобы проснулись все клетки вашего организма.
— Шаляпин даже говорил, что «горбатого исправит песня». Помните это замечательное место в его воспоминаниях «Маска и душа»:
«. Русские люди поют песню с самого рождения. От колыбели, от пеленок. Поют всегда. По крайней мере, так это было в дни моего отрочества. А как хорошо пели! Пели в поле, пели на сеновалах, на речках, у ручьев, в лесах и за лучиной. Одержим был песней русский народ, и великая в нем бродила песенная хмель. »
— К сожалению, певческая культура сейчас разрушается через телевидение, радио, учителей, ораторов. Правильно говорят лишь единицы. А что значит — говорить правильно? Чем можно определить эталон голоса? Чем больше вируса в голосе, тем хуже воспринимается та информация, которую несет голос. Замечено, что у плохоговорящих учителей школьники занимаются хуже, потому что их организм, защищаясь от вредного влияния, через некоторое время отключает внимание. Учитель, как артист, должен хорошо владеть бытовой речью, иметь чистую прекрасную дикцию.

Занятия физвокализом с воспитанниками МВТК.
— А как влияют слушатели на певца?
— Во-первых, восторгающийся слушатель получает больше информации, чем равнодушный. Восторгом он расчищает свой мозг для получения информации от того человека, которым он восторгается. Во-вторых, кто такой великий артист? Это тот, кто выступает в аудитории, где много восторгающихся им людей. Вот тогда артист раскрывается полностью. Когда я пою и вижу восторг и восхищение в зале на лицах людей, то для меня это тоже апофеоз. При восхищении, видимо, включаются в работу какие-то тонкие структуры человеческого организма. Если же вы показываете человеку пренебрежение, вы его сразу отталкиваете.
— Анатолий Иванович, ваше мнение на этот счет не меняется, когда вы приезжаете в Можайскую подростковую колонию, где занимаетесь с ребятами уже пять лет?
— Конечно, нет. Там чудесные ребята. Их просто не открыли. Один мальчишка сказал там мне, что родители и учителя всегда ему говорили, что «он трудный и невероятно паршивый». Мы совершенно не придаем значения дурным словам, которые программируют поведение ребенка в будущем. И он невольно становится как бы обязан после таких слов родителей или других взрослых эти слова подтвердить, оправдать. Никому нельзя говорить гадостей, но говорить их ребенку — настоящее преступление. Да, он оступился, воровать нехорошо. Но ему надо помочь понять, а не ставить на нем крест, не отталкивать. Есть там, например, ребята, которые украли «Жигули» и поехали путешествовать. Но ведь их поведение есть результат и действия фильмов. Вечером по телевизору их учат воровать, убивать, грабить, а когда они этому научатся, их начинают ненавидеть. Искусство — это красота и нравственность. А если искусство проповедует безнравственность, тогда это не искусство, а курсы обучения подлости.
В 1990 году я организовал в колонии хор с движением рук для успокаивания. Потом преподавал физвокализ. Ребята стали реже болеть, у них уменьшилась агрессивность, улучшилась дисциплина. Несколько человек даже были освобождены досрочно. Ребята меня хорошо понимают.
— Как фонетика различных языков влияет на человека?
— Славянские языки, а также итальянский наиболее певучие, наиболее красивые. Сейчас из-за низкой культуры речи появились неоправданные сокращения: Наталья вместо Наталия, гулянье вместо гуляния. Надо объяснять людям, что Бог наградил нас голосом, почему же мы так небрежно к нему относимся? Люди без голоса и слуха даже бравируют этим. Уже есть бахвальство: «А у меня нет ни голоса, ни слуха». Я мог бы назвать известных людей, говоривших об этом при огромной аудитории. У меня волосы встают дыбом от таких заявлений. Зачем же ты при всех заявляешь о том, что ты обижен природой? Тогда добавляй, что ты — полуимпотент. Ведь если у тебя нет ни голоса, ни слуха, а голосовой аппарат связан с половой системой, ты же косвенно мне сказал, что твоя половая система не в порядке. В средние века в Азербайджане родители невесты выбирали для нее жениха по голосу — сильному, крепкому, звонкому. А в Древней Индии обладатель самого мощного, самого красивого голоса в племени становился вождем. Мы же в обычной 30-метровой комнате хватаемся за микрофон, который при любом голосе дает неестественную, неправильную вибрацию. Он ворует у голоса чистоту, красоту. Мы буквально поклоняемся тому, что изобретаем. Почему же мы не поклоняемся голосу или хотя бы не бережем его? Ведь мы — Богом изобретенные! Мы знаем, что нельзя сажать ребенка за расстроенный инструмент, издающий фальшивые звуки, но позволяем ему и самим себе слушать фальшивые голоса или голоса с вирусом. Хотя и в том, и в другом случае это вредно.
Журналисты обедняют наш язык шаблонными словами, мыслями, они буквально напихали в наш язык множество плохо переваренных английских слов, несмотря на то, что в русском языке есть эквиваленты. А ведь у англичан совершенно другой строй языка, другая дикция, совершенно другая матрица — основной компонент — языка. Сейчас началось повальное изучение английского языка, и это при том, что мы и русский-то знаем плохо. А генетически в нас заложен русский язык.
Мы должны нести красоту в голосе. Картавый звук никогда красивым не будет. Грассировать может только шансонье. Мы не должны грассировать даже в песне. Если мы не вернемся к нашей певучей славянской мелодической песне, это вызовет катастрофические последствия не только для национального сознания, но и для здоровья народа в целом. Петь должен каждый!

Читайте также:  Макароны без глютена польза и вред

Беседу записал Михаил ФЫРНИН.

Поделиться с друзьями:

Комментарии:
Нет комментариев 🙁 Вы можете стать первым!
Правила: В комментариях запрещено использовать фразу ‘http’, из-за большого кол-ва спама
Добавить комментарий:

При огромном внимании, уделяемом физической культуре, способствующей гармоничному развитию человека, из поля зрения выпадает звено, связанное с развитием и стабилизацией функции звукообразования при бытовой речи или пении.

В результате проведенных предварительных исследований и анализа литературы по вопросам, касающимся биофизических и биомедицинских аспектов звукообразующего аппарата человека, выделено и определено новое направление физической культуры, получившее название ФИЗВОКАЛИЗ, которое позволяет использовать резервные возможности организма человека для гармоничного развития личности.

Наши долголетние наблюдения показали, что в оптимальном звукообразовании участвуют мышцы туловища и даже мышцы конечностей. Отсюда вытекает необходимость специальными физическими упражнениями, согласно выработанной методике ФИЗВОКАЛИЗА, развивать и стабилизировать у человека комплекс мышечных групп и органов, участвующих в оптимальном звукообразовании при бытовой речи. Нами замечено, что воспроизводимый голос оказывает влияние на состояние как собственного организма, так и организма слушателя.

Предлагаемый нами способ оптимизации межмышечной координации звукообразующего комплекса позволяет стимулировать протекание биологических процессов в организме человека оптимальным образом.

Попов Анатолий Иванович

Звук и вибрационные характеристики испокон веку использовались различными культурами для лечения физических и душевных недугов. Известно, что только около 20% производимого человеком звука направлено во внешнее пространство, остальная часть вибраций охватывает пространство внутреннее, вызывая резонирование органов, тканей и более тонких структур человеческого организма. Если немного потренироваться, то можно ощутить вибрацию произносимых или пропеваемых нами звуков, прикладывая кончики пальцев к различным частям тела.
Всё – кости, мышцы, кровь – всё до последней клетки вступает во взаимодействие, когда человек говорит, кричит, поет. Звуки соответствуют определенным вибрациям.

Читайте также:  Апельсин фрукт полезные свойства

С незапамятных времен люди обращали внимание на то, что музыкальные вибрации, равно как и шумовые, так или иначе воздействуют на состояние человека, на его организм: в чем-то положительно, а в чем-то – отрицательно.

Звуковые колебания – достаточно грубые вибрации. Но даже и такие грубые вибрации, как акустические, очень часто могут оказывать благотворное влияние на душевное и физическое состояние человека, чем, несомненно, пользовались еще целители древности.

Замечательный образец такого врачевания мы видим в Ветхом Завете. Там описывается, как будущий царь Израиля Давид неоднократно исцелял звуками арфы от злого духа невротической депрессии «действующего» царя Аула.

Не прошли мимо этого метода и цивилизации Востока. В Индии до сих пор практикуется такое целительство – на основе принципов классической аюрверды с использованием гангаведов (повторяющихся мелодических оборотов ритуального происхождения, нередко – с применением четвертьтонового звукоряда). При этом источник звука обычно бывает приближен непосредственно к больным участкам организма. Такой метод оздоровления с помощью гангаведов иногда называют мелотерапией .

Разумеется, попытки использовать музыку для оздоровления пациентов осуществляются и в других странах. В частности, подобное направление имеется в Швейцарии, Израиле, Германии, США. Надо сказать, что исцеление музыкальным звуком производится не всегда системно; в ряде случаев музыка является своеобразной лекарственной «добавкой» для исцеления ограниченного круга недугов или применяется лишь с целью психорелаксации. Кроме того, музыкотерапевтические направления и школы пока еще не имеют общих, единых принципов и подходов к процессу оздоровления и профилактике — каждая из этих школ обычно использует свои наработки.

Например, израильское направление, именуемое ритмотерапией (автор метода – Д.Гиттельман), ограничивается применением набора ритмических построений, воспроизводимых на ударных инструментах. Со своей стороны французский музыкотерапевт А. Томатис «специализируется» на музыке Моцарта (и для этого, надо сказать, имеет самые серьезные основания, поскольку сочинения австрийского композитора находятся в числе лидеров по целительному воздействию), за что врача даже прозвали «Доктор Моцарт» (кстати, его пациентом имел быть счастье знаменитый актер Ж.Депардье). Гамбургские же ученые преуспели в рассасывании ряда опухолей у своих пациентов с помощью… оглушительной рэп-музыки. Ну, а в КНР естественным образом используется идущий от древних традиций даосской медицины метод вокального вибромассажа, заключающийся в пропевании отдельных гласных звуков с целью оздоровления тех или иных систем организма. Вокальный вибромассаж в несколько модифицированном виде предстал в прошлом веке в практике итальянского вокального исполнителя и педагога А.Барреры.

Надо сказать, что в этих и разнообразных других школах далеко не всегда совпадают и критерии успешности музыкального целительства, равно как и методы экспресс-диагностики и контроля функциональных состояний. Нередко развитию музыкотерапии вредит прямая коммерциализация этого направления, когда происходит явный перекос в сторону практики в ущерб научным исследованиям.

На отечественной ниве музыкотерапия пока делает свои первые шаги. Правда, в среде вокальных педагогов некоторые методы имеют свои корни в некоем историческом прошлом. Так, Б.Привалов перенес на российскую почву наработки А.Барреры – и вокальный вибромассаж получил свое дальнейшее развитие, а метод Попова, именуемый физвокализом и заключающийся в как бы пропускании разных по высоте звуков через те или иные части тела имел свою предысторию в исполнительской практике великого Шаляпина.
Работающий в московском интернате №12 педагог-новатор Огороднов со своей стороны приспособил ряд принципов вокального вибромассажа для обучения и быстрому овладению вокальными навыками людей любого возраста с любым уровнем развития музыкального слуха с попутным оздоравливающим эффектом.

Музыка

Метки

Рубрики

  • Говорим правильно (28)
  • Дачные дела (33)
  • Духовные мысли (228)
  • Женщины (66)
  • Животные (13)
  • Забытые имена (48)
  • Здоровье (96)
  • Игры, флешки., компьютер.. (76)
  • Интересные новости (109)
  • Киноактеры (84)
  • балет, скульпторы (30)
  • Кинозал (70)
  • Космос (15)
  • Кулинария (172)
  • вегетарианские блюда (15)
  • Выпечка (76)
  • Изделия из пресного теста (11)
  • мясные блюда (19)
  • Салаты (21)
  • Соленья (9)
  • Соусы (10)
  • Супы (12)
  • Лечимся цветами и травами (28)
  • Мудрые изречения (94)
  • Музыкальная терапия (171)
  • Наследие (185)
  • Настроение (216)
  • Немного эрудиции (70)
  • Новогодний праздник (49)
  • О питании (17)
  • Отношения (148)
  • Праздники и даты (34)
  • Праздники православные (92)
  • Практические советы (17)
  • Природа (100)
  • Птицы (14)
  • Путешествуем (64)
  • Разное (44)
  • РИСУЕМ (27)
  • Старцы ХХ века (3)
  • Стихи (105)
  • Творчество (172)
  • Традиции (8)
  • Уход за кожей (65)
  • УЧИМСЯ (53)
  • Фотография (124)
  • фотошоп (17)
  • фРАЗЕОЛОГИЯ (5)
  • Художники (923)
  • Акварель,гуашь (133)
  • восточная живопись (11)
  • городские пейзажи (45)
  • жанровое (84)
  • женские образы (104)
  • Импрессионисты (43)
  • интерьеры (6)
  • История картины (4)
  • карандаш,графика (7)
  • Мир детства (43)
  • море,вода (9)
  • музыка и живопись (22)
  • Натюрморты (26)
  • пейзажи (98)
  • портреты (23)
  • просторы России (64)
  • цветы (71)
  • Цветы (52)
  • Читаем классику (159)
  • ШЬЕМ И ВЯЖЕМ (65)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Понедельник, 03 Октября 2011 г. 16:00 + в цитатник

Анатолий Иванович Попов — автор системы физвокализа с помощью которой он особым способом ставит голос людям ,тем самым укрепляя их здоровье.
Когда врачи вынесли мне приговор: «Петь не будете!» – рассказывал А. Попов, – вместо пения я стал читать вслух стихи своих любимых Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета!.И почувствовал, что голос мой крепнет, а горло перестало болеть. Советую всем: не ленитесь читать вслух! Причем на русском языке. Он певуч. Благодаря этому его свойству организм человека компенсирует недостаток углекислого газа, который расширяет мелкие кровеносные сосуды. Но чтение было лишь первым шагом на пути создания системы.

Меня всегда занимала тайна голоса Федора Шаляпина, пение которого публику пробирало до "мурашек". Люди интуитивно тянутся к исцеляющим голосам. В своё время на радио была диктор Ольга Высоцкая. Так вот, редакция мешками получала письма, в которых слушатели писали, что после передач с её участием чувствовали себя гораздо лучше! А если такой голос "воспитать" в себе? Оказалось, сделать это можно, научившись управлять определенными мышцами, которые напрямую связаны с пением и речью. Например, для того чтобы ваш голос был упруг и звонок, нужно всегда сидеть, держа спину прямо, втянув низ живота и говорить "грудью". Правильное звучание создаёт особую звуковую волну, которая, пронзая человека от макушки до пят, массирует не только каждый внутренний орган, но каждую мышцу и даже клеточку его тела. Нам недостаёт вибраций собственного голоса,а ведь вибрации – основа жизни!
А.Попов.

Из статьи "Какой голос у здоровья?" журнал "Физкультура и спорт"
Имея еще в детстве хороший сильный голос, Анатолий Иванович Попов мечтал стать певцом. Он окончил музыкальную школу по классу вокала. Казалось бы, все шло хорошо, но болезнь — туберкулез лимфатических узлов — трагически меняла планы. Вместо чистых звуков раздавались только хрипы. Приговор врачей был суров: «Вы не только петь, говорить-то скорее всего не сможете. Вам нужно смириться со своей участью». Но не с его характером отступать. Изучая биографии лучших певцов, Попов обратил внимание на одну общую закономерность: обладатели сильных голосов, как правило, имели крепкое здоровье. Тогда-то, после долгих лет поиска, и осенила мысль вернуть голос путем укрепления физического здоровья, тренировки своих мышц. Не сразу все оформилось в стройную систему. Идея была совершенно новой и оригинальной. Требовалось время для ее проверки.

Первые эксперименты проведены на самом себе. Огромный целеустремленный труд завершился чудом: окрепло здоровье и вернулся пропавший голос. Попов снова стал петь. Голос становился все чище и сильнее. Тембр, окраска голоса и его сила были тем лучше, чем больше мышц включалось в его образование. Проявила себя и обратная связь. После правильно исполненной партии в мышцах возрастала энергия, сила вместо усталости. Басы укрепляли мышцы нижней части туловища, чем выше была нота, тем эффективнее она сказывалась на более верхних мышцах тела.

А как сильно меняется наш голос в зависимости от психоэмоционального состояния! Вы получили радостное сообщение, вас буквально распирает поделиться своей радостью с близким человеком — голос звучит громко и весело. Неприятность, беда делают ваш голос глухим, сдавленным. Какие разные чувства и оттенки способен передать, человеческий голос: нежность и ласку, гнев и ненависть, насмешку и даже улыбку!

Читайте также:  Чем вывести жидкость из организма

Голос меняется и от состояния нашего тела, даже отдельных его частей. Еще в 1899 году французский ученый А. Кастекс отмечал, что когда булочник месит руками тесто, то голос у него становится хриплый: устали руки — устала гортань.
— На работу мышц гортани, — говорит Анатолий Иванович, — влияет почти весь организм. Человек вытягивает носок ноги — возникает спазм в гортани, поднимает тяжесть — то же самое. Спазм гортани нарушает дыхание и, вполне естественно, сказывается не только на голосе, но и на всех физических показателях человека. Специалисты обнаружили, что спазм гортани резко снижает результативность спортсменов, влияет на работоспособность людей разных профессий.

Анатолий Иванович пришел со своей методикой физвокализа в команду по академической гребле, когда та была далека от первых мест. В результате работы по межмышечной координации и постановки правильного дыхания у спортсменов при больших нагрузках спазмы прекратились, и вскоре команда стала чемпионом страны. Аналогичная наработка оказалась полезной и в команде по пулевой стрельбе МП-8 общества «Динамо». Без хорошей координации мышц проявлялся тремор пальцев. «Десятка» в этом случае для стрелка была лишь мечтой. И здесь с помощью методики Попова успешно готовились чемпионы по пулевой стрельбе. Таких примеров в спорте можно, привести много. Жаль только, что большинство тренеров еще не поняли пользы новой методики.

— На кого еще, кроме спортсменов, ориентирована система физвокализа?
— Человек — это биоакустический орган, настраивающийся и управляемый мышцами. Если мышечная координация не оптимизирована, в голосе появляются «чужие» нотки, вредные для собственного организма и слушателей. Мы в таких случаях говорим о «вирусе» в голосе. Отоларинголог Юджин Батц, обследовав группу молодых певцов-профессионалов рок-музыки, обнаружил у них травматический ларингит и уплотненные узелки на голосовых связках — последствия неумеренного форсирования голоса, диких взвизгиваний и нарочитого хрипения. Кроме того, выявились и расстройства работы желудка, печени и других внутренних органов.
Певцу физвокализ помогает понять, что такое красивый голос, почему он располагает к себе слушателей, а голос, пораженный «вирусом», слушать вредно, особенно если он многократно усилен от микрофона.

Весьма полезна эта система и для преподавателей самых различных учебных заведений. Заболевания горла у них особенно часты. В большинстве случаев причина в неправильной постановке голоса и дыхания во время речи. Страдает при этом и усвоение материала учащимися. Когда у преподавателя визгливый голос, с надрывом, ученики просто автоматически отключаются от слушания. Стоит ли говорить о значении голоса для дикторов и ведущих телерадиопрограмм? В бизнесе, в деловых отношениях голос тоже играет значительную роль. Да и на бытовом уровне, например, в семье, как нигде, нужны сердечные тона. Даже при создании семьи, при подборе пары голос следует учитывать.

— Судя по вашему рассказу, система физвокализа полезна не только певцам, но и всем людям, независимо от рода их деятельности.
— Безусловно. Ведь наша главная задача — укрепление здоровья человека. Физвокализ нормализует многие физиологические и психофизические процессы. Особенно благоприятно действует на дыхательную и сердечно-сосудистую системы, стимулирует перистальтику кишечника. Наша методика помогает освободиться от гиподинамии, увеличить умственную и физическую работоспособность, восстановить организм после различных видов усталости, повысить сексуальные возможности, отдалить и смягчить климактерический период женщин, уменьшить свой биологический возраст. При этом повышается эмоциональный тонус, улучшается музыкальная память, восстанавливается врожденная физиологическая потребность в пении.


А как же быть тому, кто не может посещать школу физвокализа?
Во-первых, мышцы следует систематически нагружать и тренировать. Чем больше групп мышц задействовано в тренировке, тем шире голосовой диапазон, тем больше красок в тембре голоса. Во-вторых, прислушиваться к хорошо поставленным голосам, сравнивая их со своим голосом. Стремиться совершенствовать свой голос не только в пении, но и в речи. Замечено интересное явление: когда мы слушаем чей-либо голос, наши голосовые складки (связки) вибрируют в унисон звукам поющего или говорящего. В-третьих, работать над улучшением своего дыхания, над расширением диапазона экскурсии грудной клетки. Не забывать о правильной осанке.

Физическая культура и пение, как видим, тесно связаны между собой. В школах за последнее время пение, как учебная дисциплина, уже не ведется. А жаль, ведь это в значительной степени повлияло бы и на речь. Она стала отрывистой, резкой. Мы настолько торопимся, что многим уже «некогда» заниматься зарядкой и даже нормально произносить слова. Мы их искажаем. Вместо окончания «ние» говорим «нье»: желанье, сомненье, терпенье и т.д. Исчезают протяжные «и-и-и», «е-е-е», «о-о-о» и другие звуки. Хотя известно, что русская и украинская речь всегда была напевной, протяжной. Сокращая гласные в словах, мы не только лишаем речь напевности, но и вредим своему здоровью.

Установлено физиологическое воздействие протяжно произносимых звуков на органы и отдельные части тела.
Так звук «о-о-о-о» благотворно воздействует на вегетативные центры продолговатого мозга, полезен при заболеваниях, связанных с головокружениями, нарушениями походки, при вегето-сосудистой дистонии, оздоровляет сердце, печень и желудок.
Звук «а-а-а-а» стимулирует работу легких, трахеи, гортани, оздоровляет руки и ноги.
Звук «и-и-и-и» активизирует деятельность щитовидной железы, полезен при заболеваниях ангиной, улучшает зрение и слух.
Звук «у-у-у-у» усиливает функцию дыхательных центров мозга и центра речи, устраняет мышечную слабость, вялость, заболевания органов слуха.
Звук «м-м-м-м» с закрытым ртом стимулирует лобно-теменную область мозга, снимает психическую утомляемость, улучшает память и сообразительность.
Сложное протяжно произносимое сочетание «о-о-у-у-у-м-м-м-м» через вибрации всех отделов мозга комплексно оздоровляет все органы и системы. Оно эффективно помогает от храпа, укрепляя мягкое небо и голосовые связки.
Весь набор различных звуков входит в протяжное мелодичное пение. Не случайно у всех народов хоровое и сольное пение входило в различные обряды с древнейших времен. Оно принято в храмах большинства религий. Это не только создает определенный настрой у людей, но и оздоровляет их.
Система физвокализа, включающая в себя работу мышц и голоса, — хороший путь к хорошему здоровью без применения лекарств, что очень актуально в нынешние времена.
Николай АЛЕКСАНДРОВ

Позы для пения

УПРАЖНЕНИЯ
Вот несколько упражнений из методики «Физвокализ», благодаря которым в организме начинается процесс самовосстановления. Чтобы добиться результата, потребуется время. Каждое действие выполняется, как бы преодолевая сильное сопротивление. Это важное условие.

• Встаньте в третью балетную позицию — пятка левой ноги упирается в "ямочку" правой. Опустите руки, держа их под углом 30 градусов от тела и, представив, что тянете тугой резиновый жгут, поднимайте их кверху так, чтобы ладони смотрели друг на друга. Затем резко бросайте руки вниз.

• Теперь сделайте то же самое, но действие сопровождая словами. Поднимая руки до пояса, произносите: "Говори". Когда тянете от пояса до предела вверх: "Спи". И, резко бросая руки вниз, выдыхаете: "Ной"! Получается "Говори спиной". Смысл этого упражнения — в сочетании определенного физического действия и голоса.

• Оставаясь все в той же третьей балетной позиции, опустив руки вниз под углом 30 градусов, сжимаете, но не очень сильно кулаки, кладете их на область тазобедренного сустава, и начинаете "буравить" его кулаками, каждое нажатие сопровождая словами: "юн", "ен", "ин", "ян", стараясь произносить гласные и согласные из самой глубины вашего "чрева" и максимально звонко, добиваясь того, чтобы тело резонировало, звучало.

• Позиция та же. Руки опущены вниз под углом 30 градусов. Сконцентрируйте внимание на кончиках пальцев. Не нагибаясь, сделайте движение руками, как будто хотите пальцами пронзить пол. Каждое действие нужно сопровождать звуками: "со", "ни". Когда произносите "со", представьте, что в горле у вас солнце, от которого исходят лучи. Произнося "ни", старайтесь, чтобы продолжали работать те же мышцы гортани, когда вы говорили "со".

Эти упражнения помогают при многих хронических болезнях, в том числе при радикулите, остеохондрозе, трахеите, воспалении легких, и даже исправляют плоскостопие, обладают омолаживающим эффектом.

И еще два упражнения:

Растяжка. Встать прямо. Руки напряжены, пальцы вытянуты. Медленно поднимать руки вверх и всем телом тянуться за ними, представляя, что растягиваете прикрепленную к полу пружину. Плавно опуская руки, представьте, что разрезаете ладонью мягкое масло. Выполняя это упражнение, произнесите звук «а», который способствует выравниванию энергетического поля человека.

«Полина Виардо». Медленно вращать плечами назад, с усилием пытаясь нарисовать плечами полный круг. Человек как бы расправляет крылья за спиной. . При этом растягиваются все мышцы спины, приобретают эластичность позвонки. При выполнении упражнения произносить звук «и», повышая и понижая голос. Этот звук хорошо гармонизирует работу внутренних органов.

(Из книги Ефимова-Яраева В.П. Энциклопедия вашего здоровья)

ЗНАКОМЫЕ ЗВУКИ, ЧУДЕСНЫЕ ЗВУКИ!
О, СКОЛЬКО ВАМ СИЛЫ ДАНО!
ПРОШЕДШЕЕ СЧАСТЬЕ, ПРОШЕДШИЕ МУКИ,
И РАДОСТЬ, И СЛЕЗЫ РАЗЛУКИ.
ВАМ ВСЕ ВОСКРЕСИТЬ СУЖДЕНО,

ИТАК: ПРОБУЕМ ПЕТЬ ПРОТЯЖНО ИЛИ ЧИТАЕМ ВСЛУХ СТИХИ. ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОЧУВСТВУЕТЕ ,КАК СИЛЫ ВЛИВАЮТСЯ В ВАШЕ ТЕЛО. ОСОБЕННО ЭТО КАСАЕТСЯ ОСЛАБЛЕННЫХ ЛЮДЕЙ.

Даже животные пытаются "петь".

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector