Физический возраст это

Физический возраст это

Одним из основных вопросов, рассматриваемых в рамках изучения возрастной психологии, является понятие возраста.

Возраст.

Еще одной составляющей предмета возрастной психологии явля­ется понятие возраста. Возраст — это качественно свое­образный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностя­ми. В психологии сложилось два представления о возрасте: физи­ческий возраст и психологический возраст.

Физи­ческий возраст характеризует время жизни ребенка в годах, месяцах и днях, прошедших с момента его рождения.

Психологический возраст указывает на достигнутый уровень психологического развития. Пятилетний по физическому воз­расту ребенок психологически может быть развит, например, как шестилетний и даже семи- или восьмилетний. Может быть и наобо­рот: дети с отставанием умственного развития обычно характери­зуются обратным соотношением физического и психологического возраста.

Возраст — это специфическое сочетание психологии и поведения индивида.

Предполагается, что в каждом возрасте человек имеет уникальное, характерное только для него соединение психологических и поведенческих особенностей, которое за пределами этого возрас­та уже больше никогда не повторяется. Возраст человека проявляется в познавательных процессах, его восприятии, памяти, мышлении, речи, особенностях его личности, в интересах, суждениях, взглядах, мотивах поведения. Понятие возраста служит основой для установления возрастных норм в интеллектуальном и личностном развитии детей.

Возраст не сводится к сумме отдельных психических процессов, это не кален­дарная дата, а период развития. Возраст, по определению Л. С. Выготского, — это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Продолжительность возраста определяется его внутренним содержанием: есть периоды развития, равные одному году, трем, пяти годам.

Возрастной период со своим неповторимым содержанием — особенностями развития психических функций и личности ребенка, особенностями его взаимоотношений с окружающими и главной для него деятельностью — имеет индивидуальные границы. Хронологические границы возраста могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а дру­гой — позже. Особенно сильно «плавают» границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.

Компоненты возраста.

1. Социальная ситуация развития – совершенно своеобразные, специфические для данного возраста, исключительно единственные и неповторимые отношения между ребенком и окружающей его действительностью. (Л. С. Выготский).

2. Новообразования – психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данном возрастном этапе и которые определяют ход дальнейшего психического развития. Например, возникновение речи в раннем возрасте, чувство взрослости в подростковом возрасте.

3. Ведущая деятельность – это деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому и поведенческому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой (Эльконин Д.Б.).

Принцип ведущей деятельности глубоко разработан в трудах А.Н. Леонтьева. Сущность этого принципа заключается в том, что в первую очередь именно в процессе ведущей деятельности ребенка в каждом периоде его развития складываются новые отношения, новый тип знаний и способы их получения, что существенно меняет познавательную сферу и психологическую структуру личности.

Таким образом, каждая ведущая деятельность способствует появлению характерных только для этого возраста качественных особенностей, или, как их называют, новообразований возраста. Но в пределах одной и той же деятельности, характерной для одного возраста, можно выделить различные этапы, причем развитие ребенка на каждом из них не одинаково. В процессе деятельности общения у ребенка формируются в первую очередь потребности, цели, мотивы деятельности.

Понятие возраста включает в себя ряд аспектов:

1) Хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту);

2) Биологический возраст — совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т.п.);

3) Психологический возраст — определенный уровень развития психики, в который включается:

а) умственный возраст.

Для определения умственного возраста детей от 4 до 16 лет используется тест Векслера, который включает вербальные и данные в наглядной (образной) форме задания. При его применении получают суммарный "общий интеллектуальный показатель". "коэффициент интеллектуальности", (IQ), который позволяет соотнести уровень интеллектуальных возможностей индивида со средними показателями своей возрастной и профессиональной группы. Можно сравнивать умственное развитие ребенка с возможностями его ровесников. Например, календарный возраст – 8 лет, а умственные способности ближе к шестилетней группе, таков, следовательно, и его "умственный" возраст. (Ув = IQ x 100% /Xв.)

В дальнейшем на основе расчетов соотношения умственного и хронологического возраста и был выведен показатель, названный коэффициентом интеллектуальности (IQ); Среднее значение IQ соответствует 100 баллам, самые низкие могут приближаться к 0, а самые высокие – 200. Стандартное (т.е. среднее для всех групп) отклонение – 16 баллов в каждую сторону. У каждого третьего человека IQ находится между 84 и 100 баллами, и такова же доля лиц (34%) с показателями от 100 до 116 баллов. Таким образом, эта основная масса (68%) и считается людьми со средним интеллектом.

Две другие группы (по 16% в каждой), результаты которых соответствуют крайним показателям шкалы, рассматриваются или как умственно отсталые (люди со сниженным интеллектом IQ от 10 до 84), или как обладающие высокими (выше среднего) интеллектуальными способностями (IQ от 116 до 180). Коэффициент умственной одаренности выявляет количественную характеристику способностей, якобы некую неизменную, всестороннюю умственную одаренность, или общий интеллект (general intelligence).

То, что было сказано об эксперименте, имеет отношение и к методу пси­хологического тестирования детей. Свои интеллектуальные способ­ности и личностные качества дети демонстрируют во время тести­рования лишь тогда, когда их участие в тестировании стимулируется привлекательными для ребенка способами, например получением награды. Для психодиагностики детей обычно используют тесты, аналогичные взрослым, но более простые и адаптированные (например, детские варианты теста Кеттела и теста Векслера).

Читайте также:  Йога при отеках ног

Интеллектуальное развитие изучается с помощью разнообраз­ных методик, но главным образом — стандартизованных тестов. Тест Векслера для детей 4-16 лет включает вербальные и дан­ные в наглядной (образной) форме задания. При его применении получают два показателя — вербальный и невербальный интеллект, а также суммарный «общий интеллектуальный показатель».

Рабо­тая с тестами интеллекта, психолог вычисляет IQ — интеллектуаль­ный коэффициент:

IQ = умственный возраст / хронологический возраст • 100%

Если ребенок решает все задания для своего возраста, его IQ равен 100 баллам. Дети, набирающие свыше 120 баллов, считают­ся одаренными, значительно отстающие от своей возрастной нор­мы — умственно отсталыми.

б) социальная зрелость — SQ — социальный интеллект (человек должен быть адаптирован к среде, которая его окружает).

в) эмоциональная зрелость : произвольность эмоций, уравновешенность, личностную зрелость. В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают.

Проблема возраста только на первый взгляд проста. Попытки построения возрастных периодизаций связаны с необходимостью уточнения понятия «возраст», которое до сих пор остается нечетким. Существует понятие «хронологического возраста», означающее длительность существования индивида от момента его рождения в принятой системе временного отсчета. Но и здесь оно дополняется понятием «гестационный возраст», означающим возраст плода от момента зачатия до момента рождения. Гестационный возраст имеет большое значение при оценки развития ребенка до 3 лет и даже старше. Чем младше ребенок, тем сильнее влияние гестационного возраста. Большая разница между гестационным и хронологическим возрастом представляет больший риск во многих аспектах развития (интеллектуальном, эмоциональном, психомоторном). Так, недоношенность в 2 недели может не оказывать существенного влияния на развитие ребенка, но разница в 1 или 2 месяца уже представляет риск для его развития.

Одна из существующих точек зрения понимания природы психического развития человека сводится к утверждению неизменности, абсолютности возрастных стадий. Такое представление о возрасте связано с пониманием психического развития как естественного биологического процесса. Противоположная точка зрения– фактическое отрицание понятия возраста. В этом случае развитие рассматривается лишь как простое накопление знаний и навыков. В процессе исторического развития изменяются общие социальные условия, в которых развивается ребенок, изменяются содержание иметоды обучения, и это все не может не сказаться на изменении возрастных этапов развития.

Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, доставляющих в совокупности своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития. Л.С. Выготский рассматривал возраст как определенную эпоху или ступень развития, как известный, относительно замкнутый период развития, значение которого определяется его местом в общем цикле развития и в котором общие законы развития находят всякий раз качественно своеобразное выражение. При переходе от одной возрастной ступени к другой возникают новые образования, не существовавшие в предыдущие периоды, перестраивается и изменяется самый ход развития.

Особенности возраста определяются совокупностью многих условий. Это и система требований, которые предъявляются к ребенку на данном этапе его жизни, и сущность отношений с окружающими, и тип знаний и деятельности, которыми он овладевает, и способы усвоения этих знаний. В совокупность условий, определяющих специфику возраста, входят и особенности различных сторон физического развития ребенка.

Внешние условия , определяющие особенности возраста, действуют на ребенка не непосредственно. Объективно одни и те же элементы среды влияют по-разному на каждого ребенка в зависимости от того, через какие ранее развившиеся психологические свойства они преломляются. Совокупность этих внешних и внутренних условий и определяет специфику возраста, а изменение отношения между ними обусловливает необходимость и особенности перехода к следующим возрастным этапам.

Итак, возраст характеризуется особенностями условий жизни и требований, предъявляемых ребенку на данном этапе его развития, особенностями его отношений с окружающими, уровнем развития психологической структуры личности ребенка, уровнем развития его знаний и мышления, совокупностью определенных физиологических особенностей

Возраст или возрастной период — это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Психологический возраст (Л.С. Выготский) — качественно своеобразный период психического развития, характеризуется прежде всего появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития. Психологический возраст характеризует то, каким человек себя чувствует и осознает. Он во многом влияет на физический возраст, хотя тоже далеко не всегда и во всем с ним совпадает.
Психологический возраст может не совпадать с хронологическом возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой — позже. Особенно сильно "плавают" границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.

10.Основные периодизации возрастного развития.

На сегодняшний день, к сожалению, не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека, хотя в разное время предпринимались многочисленные попытки создания возрастной периодизации. В результате этого появилось множество различных классификаций, а единой классификации так и не было создано. Вместе с тем можно отметить и наличие общих тенденций в различных возрастных периодизациях, а также близость некоторых из них между собой.

В классификации Дж. Биррена (Birren, 1964) выделяются восемь фазжизненного развития человека. Первая фаза — младенчество,охватывает период до 2 лет.Вторая фаза — предшкольный возраст,от 2до 5лет.Третья фаза —детство, 5-12лет.Четвертая фаза — юность, 12-17лет.Пятая фаза —ранняя взрослость,17-25 лет.Шестая фаза — зрелость,25-50 лет.Седьмая фаза — поздняя зрелость, 50-75лет.Восьмая фаза — старость,от 75 лет и далее.

Читайте также:  Когда лучше принимать аргинин

По мнению Б. Г. Ананьева, недостатком этой классификации является то, что здесь не выдерживается единый принцип дифференциации. Выделение второй фазы (предшкольный возраст) происходит не по возрастному критерию, как в остальных случаях, а по социально-педагогическому признаку.

В классификации Д. Бромлей выделяются пять цикловразвития: внутриутробный, детство, юность, взрослость, старость. При этом каждый цикл в свою очередь подразделяется на несколько стадий.

Цикл «детство»охватывает три стадии: младенчество (от рождения до 18 месяцев), дошкольное детство (от 18 месяцев до 5 лет), раннее школьное детство (от 5 лет до 11-13лет). Цикл «юность»подразделяется на две стадии: старшее школьное детство (от 11до 15 лет), поздняя юность (от 15 лет до 21 года). Цикл «взрослость»состоит из трех стадий: ранняя взрослость (от 21 года до 25 лет), средняя взрослость (от 25 до 40 лет), поздняя взрослость (от 40 до 55 лет). В качестве особой переходной стадии выделяется предпенсионный возраст (от 55 до 65 лет). Цикл «старость»начинается от 65 лет и включает в себя также три стадии: отставка (от 65 лет), старый возраст (от 70 лет), третья стадия, обозначаемая как финиш, по существу включает в себя период старческих болезней и умирания.

В классификации Э. Эриксона выделяются следующие возрастные этапы, стадии психосоциального развития: от рождения до 1 года (младенчество, или орально-сенсорная стадия),от 1года до 3 лет (раннее детство, или мышечно-анальная стадия),от 3до 6лет (возраст игры, или локомоторно-генитальная стадия),от 6до 12лет (школьный возраст, или латентная стадия),от 12до 19лет (подростковый и юношеский возраст),от 20до 25лет (ранняя зрелость),от 26до 64лет (средняя зрелость),от 65лет (поздняя зрелость).

Водной из распространенных современных международных классификаций (Квинн В., 2000) выделяются следующие возрастные этапы: младенческий возраст— от рождения до 3лет, раннее детство —от 3до 6лет, детство —от 6до 12лет, подростковый (юношеский) возраст —от 12до 18лет, молодость —от 18до 40лет, зрелый возраст —от 40до 65лет, пожилой возраст— от 65 лет.

Всовременном фундаментальном издании по психологии развития Г. Крайг приводится периодизация хотя и близкая к вышеуказанной, но не совпадающая с ней полностью. Здесь выделяются следующие возрастные этапы: младенческий возраст— от рождения до 2 лет, раннее детство —от 2до 6лет, среднее детство —от 6до 12лет, подростковый и юношеский возраст—от 12до 19лет, ранняя взрослость —от 20до 40лет, средняя взрослость —от 40до 60лет, поздняя взрослость— от 60лет и далее.

Периодизация, принятая Международным симпозиумом по возрастной периодизации в Москве (1965 г.): Новорожденный до 10 дней. Грудной возраст 10 дней – 1 год. Раннее детство 1–2 года. Первый период детства 3–7 лет. Второй период детства 8—12 лет для мальчиков, 8—11 – для девочек. Подростковый возраст 13–16 лет для мальчиков, 12–15 – для девочек. Юношеский возраст 17–21 год для юношей (мужчин), 16–20 – для девушек (женщин). Средний (зрелый) возраст: первый период 22–35 лет для мужчин, 21–35 – для женщин. второй период 36–60 лет для мужчин, 36–55 – для женщин. Пожилой возраст 61—74 года для мужчин, 56–74 – для женщин. Старческий возраст 75–90 лет для мужчин и женщин. Долгожители старше 90 лет.

Периодизация Дж. Биррена: Первая фаза младенчество, до двух лет. Вторая фаза дошкольный возраст, 2–5 лет. Третья фаза детство, 5—12 лет. Четвертая фаза юность, 12–17 лет. Пятая фаза ранняя взрослость, 17–25 лет. Шестая фаза зрелость, 25–50 лет. Седьмая фаза поздняя зрелость, 50–75 лет. Восьмая фаза старость, от 75 лет и далее.

Стадии развития личности по Э. Эриксону (1996): раннее младенчество от рождения до одного года; позднее младенчество 1–3 года; раннее детство 3–5 лет; среднее детство 5—11 лет; половая зрелость, подростковость и юность 11–20 лет; ранняя взрослость 20–40—45 лет; средняя взрослость 40–45 – 60 лет; поздняя взрослость свыше 60 лет.

Международная классификация (Квинн, 2000): младенческий возраст от рождения до трех лет; раннее детство 3–6 лет; детство 6—12 лет; подростковый (юношеский) возраст 12–18 лет; молодость 18–40 лет; зрелый возраст 40–65 лет; пожилой возраст от 65 лет и далее. Периодизация Г. Крайг (Крайг, 2003): младенческий возраст от рождения до двух лет; раннее детство 2–6 лет; среднее детство 6—12 лет; подростковый и юношеский возраст 12–19 лет; ранняя взрослость 20–40 лет; средняя взрослость 40–60 лет; поздняя взрослость от 60 лет и далее.

По Столяренко (стадии): Детствовключает четыре стадии: 1. новорожденность и младенчество от рождения до одного года; 2. раннее, или «первое», детство 1–3 года; 3. дошкольное, или «второе», детство 3–6 лет; 4. младшее школьное, или «третье», детство 6—11–12 лет. Отрочество(подростковый) подразделяется на два периода: 1. младший подростковый (пубертатный) 11–12—14—15 лет; 2. юношеский (ювенильный) 16–20 лет. Зрелость (взрослость)подразделяется на два периода: 1. ранняя взрослость 20–40 лет; 2. средняя взрослость 40–60 лет. Поздняя взрослость (пожилой возраст)60 лет и более.

11.Основные законы детского развития Л.С. Выготского.

Л.С. Выготский установил четыре основных закона детского развития.
1-й закон. Первый из них — цикличность развития. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы
развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики ребенка в целом.
й закон. Второй закон — неравномерность развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно. Дифференциация функций начинается с раннего детства. Сначала выделяются и развиваются основные функции, прежде всего восприятие, затем более сложные. В раннем возрасте доминирует восприятие, в дошкольном — память, в младшем школьном — мышление.
й закон. Третья особенность — «метаморфозы» в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь изменений качественных, превращений одной формы в другую. Ребенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет и постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом.
й закон. Четвертая особенность — сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. Процессы «обратного развития» как бы вплетены в ход эволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок, научившийся говорить, перестает лепетать. У младшего школьника исчезают дошкольные интересы, некоторые особенности мышления, присущие ему раньше. Если же инволюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизм: ребенок, переходя в новый возраст, сохраняет старые детские черты.
Динамика возрастного развития. Определив общие закономерности развития психики ребенка, Л.С. Выготский рассматривает также динамику переходов от одного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут — быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризисные стадии развития.
Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих.

Читайте также:  Как обучиться на фитнес тренера

С психологическим развитием детей тесно связано понятие возраста. Р.С. Немов определил возраст как качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями.

По Л.С. Выготскому, возраст – это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.

В психологии возраст подразделяют на физический (хронологический) и психологический.

Физический возраст – это время жизни ребенка в днях, месяцах, годах, прошедших с момента его рождения. Его можно назвать внешней сеткой, на фоне которой проходит процесс психического развития ребенка, становление его личности.

Психологический возраст, по Выготскому, –Другими словами, он указывает на достигнутый к определенному возрасту уровень психологического развития.

Иногда бывает так, что ребенку физически пять лет, а по психологическому развитию он соответствует шести– или семилетнему, а бывает и наоборот, но тут речь уже будет идти об отставании в умственном развитии.

Поэтому возраст – это не только количество прожитых лет, но и внутреннее содержание, духовное развитие человека, изменения в его внутреннем мире, произошедшие за эти годы. Именно внутренним миром люди отличаются друг от друга, благодаря ему можно говорить о непохожести, неповторимости и оригинальности людей.

Как человек в целом, так и его временные характеристики (имеется в виду возраст) есть взаимопроникновение природы и истории, биологического и социального. Поэтому возрастные изменения отдельных свойств человека являются одновременно онтогенетическими и биографическими.

4.3. Параметры возраста

Среди параметров возраста выделяют две группы: основания развития и результаты развития.

Основания развития включают в себя:

социальную ситуацию развития;

ведущий тип деятельности;

Результаты развития включают в себя:

новый вид деятельности.

Составляя описание личности с учетом данных параметров, можно получить полную характеристику ее возраста.

4 Критические и кризисные периоды

Л.С. Выготский ввел в психологию понятие «критический период». Под ним он понимал глобальные перестройки на уровне индивида и личности, происходящие в определенное время. Критический период бывает спокойным по развитию (лизис) и переломным (кризис). Л.С. Выготский отмечал, что данные периоды выступают как «поворотные пункты в детском развитии, принимающие иногда форму кризиса. развитие иногда приобретает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер» и считал, что «развитие здесь в отличие от устойчивых периодов совершает скорее разрушительную, чем созидательную работу» (Выготский Л.С., 1991). Но он отмечал и позитивные тенденции развития, которые составляют главный и основной смысл всякого критического периода. В конце каждого переходного периода формируются новые свойства и качества, которых не было в предыдущем периоде, – их называют новообразованиями.

На протяжении всей жизни человека отмечается не один критический период. Выготский выделил несколько таких периодов: период новорожденности, одного года, трех лет, шести-семи лет, подростковый период. Некоторые исследователи выделяют критические периоды взрослости.

В физиологии критические периоды получили название возрастных кризисов. Возрастные кризисы! – это реакции организма человека на перестройку физиологических процессов в различные возрастные периоды. Это быстрые сдвиги, каждый из которых кладет начало новой фазе жизненного цикла. Переходы из одного возрастного периода в другой связаны с изменением физических данных и психологических характеристик ребенка, с целостной перестройкой его организма и поведения. Поведение детей во время такого перехода обычно меняется не в лучшую сторону, многие становятся замкнутыми, раздражительными, что вызывает беспокойство взрослых. Таким образом, возрастной кризис свидетельствует о том, что в организме и психологии ребенка происходят существенные перемены, что на пути физического и психологического развития возникли трудности, с которыми ребенок сам не может справиться. А преодоление кризиса является подтверждением тому, что ребенок уже находится на более высоком уровне и перешел в следующий психологический возраст.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector